Descrier Оригинал

Эффективная пиар-машина Путина

От выступлений против добычи сланцевого газа до защиты американского разоблачителя Эдварда Сноудена – по целому ряду вопросов российский президент Владимир Путин и его пиар-машина вступили в, казалось бы, маловероятный союз с представителями протестного движения на Западе.
Эффективная пиар-машина Путина

Сказать, что это было невероятно – значит не сказать ничего. 12 июля 2013 года Таня Локшина – заместитель главы российского отдела Human Rights Watch и многолетний критик путинской России, оказалась на пресс-конференции в московском аэропорту Шереметьево, где слушала, как беженец из Америки Эдвард Сноуден зачитывает толпе журналистов и правозащитников тщательно сформулированное обращение к прессе.

После жесткой критики правительства США, которое в это время пускало в ход все приемы из своего дипломатического арсенала для того, чтобы вернуть Сноудена обратно на американскую территорию, бывший сотрудник Booz Allen Hamilton превознес Россию как «первую страну, которая выступает против нарушений прав человека со стороны сильных, а не слабых».
 
Пресс-конференция превратилась во впечатляющую пиар-акцию президента Путина, а многие из тех, кто каждый день критикует правление его «Единой России», вдруг оказались слушателями американского беглеца, который восхваляет Кремль за его отношение к правам человека.
 
Вместе со Сноуденом была Ольга Костина – единственный, скорее всего, человек, который одновременно возглавляет правозащитную организацию под названием «Сопротивление» и руководит пиаром тайной полиции – ФСБ (ранее известной как КГБ). Муж Ольги Костиной, Константин Костин – известный политтехнолог. Во многом именно ему приписываются заслуги за то, что Путин занял свой пост в 2000 и 2004 годах. А его присутствие в значительной степени подтверждает ощущение того, что пресс-конференция Сноудена послужила для российского режима международной презентацией.
 
Путин как защитник окружающей среды
 
Здесь можно задаться вопросом – насколько важен для Кремля положительный имидж на Западе? Однако факт остается фактом: они очень стараются расположить к себе определенную аудиторию в Северной Америке и Западной Европе. Russia Today (или RT), многоязычный новостной канал и сайт, финансируемый государством, с большим успехом следит за трендами западных СМИ и блогосферы и использует их, при этом искусно добавляя щепотку мнения Кремля. Так, англоязычный сайт RT подробно освещал протесты против добычи сланцевого газа, организованные западными организациями по защите окружающей среды. Беспокойство по поводу «колоссальных» рисков, связанных с добычей сланцевых углеводородов, высказал и сам Путин во время одной из своих пресс-конференций 25 апреля 2013 года.
 
Явление Путина, руководителя крупнейшей нефтедобывающей страны, в качестве бескомпромиссного защитника окружающей среды, может показаться странным, но тут нужно вспомнить, что добыча сланцевого газа Соединенными Штатами и другими государствами – в особенности, бывшими вассалами СССР в Восточной Европе – серьезно ударит по «Газпрому», российскому государственному гиганту, на долю которого приходится 25% поставок газа в Европе и 70% российского экспорта в 2012 году (в середине девяностых годов эта цифра составляла 50%).
 
К примеру, сложно найти более зависимое от России государство, чем Украина, ее западный сосед. В 2009 году российское правительство после конфликта с Киевом по поводу цен, полностью прекратило поставки газа через Украину, временно оставив без топлива большую часть Европы. Конфликт окончился подписанием премьер-министром Юлией Тимошенко контракта сроком на десять лет, по которому Украина обязалась закупить больше газа, чем ей реально необходимо, да еще и по ставкам, превышающим рыночные.
 

Теперь же украинский президент Виктор Янукович дал добро на заключение сделки стоимостью 10 миллиардов долларов с компанией Royal Dutch Shell, предусматривающей добычу на территории Украины сланцевого газа. Этот новый источник энергетической независимости Янукович использует, чтобы уйти с российской орбиты. В ноябре этого года Янукович подпишет соглашение об ассоциации с Европейским союзом, которое станет дерзким антироссийским жестом. Но что действительно впечатляет, так это то, как Кремль успешно подстроил собственные геополитические интересы под всеобщие ценности, которые разделяет либеральная аудитория на Западе. 

Враг моего врага...

«Задавайте больше вопросов» - это вездесущий слоган английского сайта RT, который прекрасно направляет их контент к огромному числу иностранцев, которые не хотят довольствоваться общепринятым мнением, исходящим от «мейнстримных» западных СМИ. Сверхпопулярные фильмы о заговорах, такие, как серия «Дух времени» («Zeitgeist»), например, очень четко показали нехватку доверия официальным новостным ресурсам по обе стороны Атлантики. В 2012 году RT показала 12-тисерийный фильм под названием «Мир завтра» («World Tomorrow»). В нем основатель и редактор Wikileaks Джулиан Ассанж провел ряд интервью на политическую тематику. Его гостями стали как фигуры международных протестных движений, такие, как лидеры движения Occupy в Лондоне и Нью-Йорке, так и признанные критики Соединенных Штатов, среди которых президент Эквадора Рафаэль Корреа.

 
Впрочем, в случае Шоу Джулиана Ассанжа, равно как и московской пресс-конференции Эдварда Сноудена, можно увидеть весьма ироничный момент. Несмотря на то, что Ассанж неоднократно заявлял, что верен идее защиты свободы личности и «борьбе с притеснением со стороны государства», он взял к себе в союзники путинскую Россию. Страну, занявшую в 2013 году 148 место из 179 возможных по индексу свободы прессы, оказавшись ниже таких стран, как Демократическая Республика Конго. Если взять шкалу идеологии от свободы личности до контроля государства, Путин и Ассанж должны были оказаться на противоположных концах. Однако они объединились в своего рода союз. Как гласит древняя поговорка: враг моего врага – мой друг.
 
Если Кремль, похоже, нашел эффективный способ воспользоваться недовольством многих жителей западных стран своими правительствами, то остается непонятным, насколько такой новостной канал, как RT, может покрыть ту пропасть, которая разделяет ценности многих либерально настроенных западных читателей и партизан «Единой России». К примеру, несмотря на все нарастающую волну критики Путина в прессе за спорный закон «о пропаганде гомосексуализма», принятый его партией, RT представлял этот закон то как выдумку западных СМИ/правительств, то как правомерный закон, который получил широкую поддержку в России. Впрочем, сомнительно, что подобные стратегии смогут привлечь западную аудиторию. В конце концов, читателям следует руководствоваться девизом RT для просмотра любых новостных сайтов во всех регионах мира и «задавать больше вопросов», особенно если этот девиз исходит от такого человека.
 
Дата публикации 21 сентября 2013 года.
В нашем паблике в VK самые свежие статьи и сюжеты зарубежных СМИ
источник
Великобритания Европа
теги
Владимир Путин Газпром КГБ права человека Россия ФСБ Эдвард Сноуден
Сегодня в СМИ
Загрузка...

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Лента новостей RT

Новости партнёров

INFOX.SG

Загрузка...