Le Monde Оригинал

Le Monde: RT France — орудие российской «мягкой силы»

«Скандально известный» российский телеканал Russia Today должен до Рождества начать вещание во Франции. В Париже его принимают со скепсисом, высказывая подозрения в том, что он является «инструментом влияния» Москвы и «управляется из Кремля», пишет Le Monde.
Le Monde: RT France — орудие российской «мягкой силы»
RT/ Руководитель RT France Ксения Фёдорова

Здесь всё вокруг — новое: в коридорах студии ещё блестит свежая краска, а на её стенах только что установили неоновые лампы зелёного цвета — «фирменного» оттенка канала Russia Today (он же RT). Даже в ньюсруме между журналистами совсем не чувствуется такой непринуждённости в общении, какая бьёт ключом в коллективах постарше: за исключением россиян, прибывших сюда прошлой зимой, а также маленькой редакции сайта канала, большую часть штата набрали в конце этого лета. Между собой они общаются на английском с парижским или московским акцентом соответственно и демонстрируют при этом осторожные манеры, характерные для людей, которые ещё только начинают друг с другом знакомиться.

«До Рождества» всё должно быть готово, надеется директор RT France Ксения Фёдорова. К этому времени у французской версии телеканала, финансируемого путинской Россией, будет присутствие в интернете, а кроме того — в пакетах каналов компаний Bouygues Telecom и, вероятно, Free, с которой идут переговоры. В SRF и Orange говорят, что «обсуждения идут»: канал-флагман российской «мягкой силы» пока ещё вызывает определённые подозрения.
 
29 мая, когда президента Российской Федерации с большой помпой принимали в Версале, Ксения Фёдорова обратилась к Эммануэлю Макрону с вопросом: её удивил тот факт, что её журналистов не пускают в штаб движения «Вперёд!». «RussiaToday и Sputnik повели себя не как органы прессы и журналисты, — бросил ей в ответ французский президент, стоя рядом с сохранявшим невозмутимость Владимиром Путиным, — а как органы влияния, пропаганды, и притом пропаганды лживой, ни больше ни меньше». В Елисейском дворце главу RT никто не забыл.
 
А Ксения, как её все называют, — вот она, перед мониторами, с волнением наблюдает за корреспондентом, путано излагающим текст о глифосате, применение которого недавно вновь разрешили в Евросоюзе. Лицо её напряжено, а под карими глазами слегка виднеются круги; она будто утопает в своей белой блузке, в вырезе которой поблёскивает маленькое золотое распятие. «Ксения похудела на нервной почве так, что заберут её от нас в модели, чувствую», — писала в Twitter глава Russia Today и государственного информагентства «Россия сегодня» Маргарита Симоньян, несколько дней назад сама побывавшая в Париже. «Пока остаюсь на подиуме информационном», — тотчас же ответила госпожа Фёдорова с типичным русским юмором, которым она орудует в оборонительных целях. 37-летняя Ксения понимает, что ей придётся нелегко.
 
Молодую женщину десантировали в Париж с целью запуска канала ещё в 2015 году, но обвал рубля вынудил Россию отложить проект. Во французской столице Ксения успела немного подучить французский и насладиться обаянием Латинского квартала, а потом её отправили в Берлин — повышать профессионализм в новостном видеоагентстве Ruptly, также подчиняющемся Кремлю. Это был очередной — после запуска RT на арабском и испанском, а также открытия филиалов в США и Великобритании — этап экспансии российского канала в мире.
 
И вот Ксения вернулась во Францию, и на этот раз в её распоряжении — 20 миллионов евро стартового бюджета и штат, пока составляющий 150 человек. Один из друзей опубликовал на её страничке в Facebook чёрно-белый шуточный ролик, снятый во время её командировки в Берлин. В нём она, ещё совсем молодая, делает свой первый репортаж из города, который когда-то разделял железный занавес. Но благодаря волшебству монтажа кадры с Ксенией смешиваются с фрагментами из «Семнадцати мгновений весны», популярного в её советском детстве телесериала, в котором проникший в ряды высокопоставленных нацистов офицер русской разведки ведёт борьбу за победу добра. «Меня здесь часто спрашивают: «А вы не шпионка?» — иронизирует Фёдорова.
 
«Детки RT» — команда маленькая, но амбициозная
 
Говоря начистоту, эта молодая уроженка Казани — столицы Татарстана, где она очутилась из-за странствий своего отца, инженера-проектировщика космических аппаратов, — воплощает собой то самое новое поколение говорящих на множестве языков и получивших заграничное образование москвичей, составляющих окружение путинских властей. Её мать Наталья Борчик, работавшая журналисткой в советской прессе, а позднее — в «Российской газете», официальном ежедневном издании правительства страны, имела немало знакомств в московском обществе.
 
Именно она после смерти мужа, скончавшегося, когда Ксении было всего пять лет, подтолкнула своих семерых детей к получению образования. Девушку, отучившуюся на факультете журналистики МГУ и по программе международных отношений в Институте США и Канады Российской академии наук, быстро заметила её ровесница Маргарита Симоньян, которая сегодня занимает пост главного редактора RT, а ещё — 52-е место в списке самых влиятельных женщин мира Forbes. «Это на две строчки ниже Бейонсе, но зато сильно выше Хиллари Клинтон», — с улыбкой подчёркивает Ксения.
 
«Детки RT» — так она прозвала маленькую, но амбициозную команду, росшую вместе с каналом и собиравшуюся вокруг Маргариты, которая впечатляет как своим прошлым в качестве корреспондента в Чечне, так и близкими отношениями с Владимиром Путиным. Ну доверил же ей всё-таки российский президент управлять этой национальной «витриной», когда ей не было и 25? Госпожа Симоньян остаётся в коллективе центральной фигурой. Ксения, которая до отъезда из Москвы была её заместителем, перечисляет её последователей, занимающих сейчас посты в государственных российских СМИ: «Виктория Воронцова — директор испанского RT. Ираклий Гачечиладзе запустил и вёл с 2015 по 2017 год французский проект. Одна из бывших коллег по корреспондентской деятельности управляет государственным каналом НТВ. Ну а я — «мадам RT» в Париже».
 
Под сомнением
 
Не недооценила ли «мадам RT» негативную репутацию своего канала? Американская разведка сотню раз упомянула RT в своём отчёте о «заказанной Путиным кампании» по оказанию влияния на президентские выборы в США. В Великобритании RT за четыре года 14 раз получал предупреждения от регулятора Ofcom — в частности за якобы неточные или пристрастные сведения по сирийскому или украинскому вопросу. Например, это касается передачи The Truthseeker («В поисках правды»), где регулярно приводятся теории заговора. С тех пор российский телеканал прекратил её вещание. «Мы постоянно следим за их программами», — предупредил президент Высшего совета по телевидению и радиовещанию Оливье Шрамек. При этом он не боится, что Ксения Фёдорова увидит в этом особое отношение.
 
Десять месяцев назад руководитель RT запустила набор кадров, но ей так и не удалось привести на канал известные лица и фамилии. Если давняя ведущая BFM TV Стефани де Мюрю и ушла со своего информационного канала на RT, то там всё равно не видно «крупных французских журналистов», которых в 2015 году хотел привлечь первый руководитель RT France Ираклий Гачечиладзе. Наташа Полони, чью «фантастическую работу» хвалила Ксения Фёдорова, отказалась от предложения. Постоянный секретарь Французской академии Элен Каррер д’Анкосс, включённая в состав комитета по этике, создания которого потребовал Высший совет по телевидению и радиовещанию для предоставления каналу разрешения на вещание, сняла свою кандидатуру, равно как и адвокат Франсис Тетжен, к которому обратились не так давно.
 
У агентства Publicis, которое русские наняли, чтобы убедить известных французов присутствовать в комитете по этике, успехи не лучше. Тележурналисты Франсуаза Лаборд и Кристин Келли, которые в прошлом были членами Высшего совета по телевидению и радиовещанию, не ответили на его уговоры. «На людей, которые хотят сотрудничать с RT или хорошо о нём отзываются, оказывается политическое давление», — утверждает Ксения Фёдорова.
 
«Эффективнее, чем бронемашина»
 
На данный момент лишь бывший депутат от партии «Республиканцы» Тьерри Мариани, который занимает пост сопредседателя ассоциации «Франко-российский диалог» и постоянно бывает в приближённых к Путину кругах, согласился участвовать в этом комитете по этике. «Телевидение гибче и гораздо эффективнее, чем бронемашина, — говорит он без прикрас. — И я не понимаю, почему рядом с BBC и France 24 не может быть RT».
 
Другой представитель канала, экономист, выступающий за сохранение национального суверенитета, Жак Сапир — также давний друг российской власти. «Ксения Фёдорова — довольно типичный пример российской женщины-руководителя моложе 40 лет: они занимают оборонительную позицию по отношению к внешней среде, но очень компетентны и иногда немного заносчивы», — с учёным видом уточняет этот бывший преподаватель Высшей школы общественных наук. Господин Сапир уже работает колумнистом в российском информационном агентстве Sputnik, и он также будет раз в неделю участвовать в экономических дебатах на RT против… либерала Жан-Марка Сильвестра, бывшего журналиста TF1, LCI и i-Télé, а также сайта Atlantico.
 
Чтобы убедить господина Сильвестра, президент RT воспользовалась посредничеством его бывшего коллеги по LCI, который теперь стал заместителем директора по информационной политике RT, Жан-Мориса Потье и Розелин Паже, которая также пришла из LCI и стала заместителем главного редактора на российском канале. 71-летнего Жан-Марка Сильвестра не остановила плохая репутация канала, и он согласился. «То же самое уже говорили про Берлускони», — парирует он, имея в виду итальянского бизнесмена, который заставил говорить о себе, когда при потворстве президента Миттерана запустил в 1985 году телеканал La Cinq, полный блеска и стиля пин-ап.
 
«Американский» формат для будущих выпусков новостей
 
Более рядовых журналистов привлечь к себе на работу было легче. Бывший сотрудник Siné Hebdo и Lanceur, сайта, связанного с Sud Radio и посвящённого журналистским расследованиям, Жером Бонне стал работать на сайте RT с февраля, а потом его назначили шеф-редактором канала. Этот бравый парень 49 лет, который говорит, что придерживается «скорее левых настроений», уверяет, что сатирическая пресса научила его «не только иронии, но и недоверию к историям, в которые нас пытаются заставить поверить».
 
Например? «Отчёт ООН, который возлагает на Башара Асада ответственность за атаку с использованием газа зарина, — предлагает он. — Нигде я не нашёл документа, на который должна была опираться ООН. Это нужно подчеркнуть и спросить тех, кто выступает против, — например Россию». Когда Жан-Морис Потье настаивает на «американском» формате будущих выпусков новостей и называет себя «дитя Европы», он придерживается более политического видения. «Существуют глубинные настроения против объединённой Европы, и нужно сделать так, чтобы этот голос несогласных услышали», — продолжает он, усматривая в RT, прямо как в Siné Hebdo, общий катализатор для «протеста».
 
Чуть дальше в студии молодой человек с наушником занимает свое место, чтобы дать комментарий в эфире. Всего несколько месяцев назад Джонатан Моадаб с камерой в руках и арабским платком на шее освещал демонстрации в Париже, которые так любит сайт RT. В интернете осталось несколько свидетельств его приверженности к «антисионистски настроенным евреям» и его слов поддержки в адрес антисемитского «юмориста» Дьедонне. «Это было давно», — сбивает градус сегодня Жером Бонне.
 
Станет ли RT France информационным каналом непрерывного вещания для более широкой публики и более лощёным, чем думают его критики? Или же он будет таким же скандальным оппозиционным СМИ, как любят его фанаты? «Через месяц, когда мы начнём свое вещание, всем всё станет понятнее», — обещает Ксения Фёдорова. Канал не без хитрости разослал сливкам французского телерадиовещания сотни приглашений на праздник, посвящённый его запуску, который, как ожидается, должен пройти 19 декабря в павильоне Арменонвиль посреди Булонского леса: наблюдателям Высшего совета по телевидению и радиовещанию, руководству «Репортёров без границ», конкурентам из France 24, советникам из Министерства культуры (которое занимается телерадиовещанием Франции)… Будто бы канал хочет показать, что ничего не боится.
 
Дата публикации 06 декабря 2017 года.
 
Авторы статьи Александр Пикар, Рафаэль Баке
Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
Публикуем в Twitter актуальные зарубежные статьи, выбранные редакцией ИноТВ
источник
Le Monde Франция Европа
теги
Russia Today Запад интернет информационная война Россия свобода слова СМИ социальные сети Франция
Сегодня в СМИ
Загрузка...

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Загрузка...
Лента новостей RT

Новости партнёров

INFOX.SG