New York Times Оригинал

NYT: RT и Sputnik помогли Кремлю создать самую эффективную пропагандистскую машину XXI века

С помощью каналов RT и Sputnik Кремль создал самую эффективную пропагандистскую машину XXI века, пишет The New York Times. С их аргументами невозможно спорить: разные точки зрения и подходы к подаче новостей должны быть доступны каждому. Именно поэтому RT вызывает столько раздражения на Западе и, в частности, в США, но всё равно находит свою аудиторию во всех идеологических лагерях.
NYT: RT и Sputnik помогли Кремлю создать самую эффективную пропагандистскую машину XXI века

Когда в Германии произошёл инцидент с девочкой Лизой из российских немцев, якобы похищенной и изнасилованной мигрантами, российские государственные СМИ немедленно ухватились за него, раздули это дело и способствовали возникновению протестных выступлений на улицах Берлина, пишет The New York Times. По версии российских СМИ, Ангела Меркель открыла границы Германии и впустила в страну сотни тысяч беженцев, закрыв глаза на угрозу, которую они представляют для граждан государства. Именно «дело Лизы» официальные представители Германии и НАТО рассматривают как один из первых эпизодов «в новой информационной войне», которую Россия ведёт против Запада, утверждается в статье.

Как отмечает издание, на протяжении нескольких месяцев после этого случая ряд западных политиков, воспринимаемых российской властью в качестве недружественных, стал мишенью для информационных атак, схожих с ситуацией вокруг Меркель и «дела Лизы» и проникающих во внутреннюю политику. В итоге в Великобритании был выпущен доклад о возможном иностранном влиянии на результат референдума. Авторы документа предупреждали о том, что Россия и Китай ведут кибервойну, «которая выходит за рамки интернета и оказывает реальное воздействие на общественное мнение». Президент Франции Эммануэль Макрон в свою очередь говорил о попытках влияния на французские выборы и жаловался, что российские каналы RT и Sputnik — это «агенты влияния»,* неоднократно распространявшие фейковые новости о нём и о членах его команды в ходе предвыборной кампании. 

Однако все эти случаи меркнут по сравнению с ролью, которую российские информационные ресурсы, как полагают многие, сыграли в президентских выборах в США в 2016 году, подчёркивает американская газета. Незадолго до вступления Дональда Трампа в должность президента американские спецслужбы обнародовали незасекреченный вариант доклада, в котором оценивались намерения и активные действия России в ходе выборов в США. Бывший сотрудник военной разведки Майкл Виккерс назвал действия российской стороны «политическим аналогом терактов 11 сентября». В докладе сообщалось, что цель России — подорвать доверие общества к демократическому процессу в США и ослабить позиции Хиллари Клинтон. Также в документе обстоятельно рассматривались методы, которые для этого применялись.

Почти половина доклада американских спецслужб была посвящена единственному телеканалу — RT, отмечает The New York Times. По версии авторов отчёта, канал RT и другие российские информационные ресурсы работали в соответствии с «тайным планом спецоперации», целью которой было «подорвать действующий в США либерально-демократический порядок». Доклад заканчивался предупреждением о том, что Москва несомненно снова применит опыт, полученный в ходе президентской кампании в США.

Как сообщается в статье, российское руководство, не стесняясь, говорит о задачах RT и Sputnik: они должны «сломать монополию англосаксонских СМИ на информационные потоки», как заявил Владимир Путин во время своего визита в офис телеканала в 2013 году. Поклонники RT уверяют, что только там можно услышать мнения, отличные от позиций большинства основных СМИ, а ведущие канала, ранее работавшие в американских СМИ, утверждают, что на RT они могут рассказывать о событиях, которые заслуживают внимания, но о которых другие не рассказывают.

Поэтому бороться с RT и Sputnik сложнее, чем с какими-то непонятными хакерами, пишет The New York Times. Каналы опираются на принципы, которые западная либеральная демократия сама же и провозгласила. Они считают себя информационными службами и защищёнными Первой поправкой и либертарианской этикой интернета, подчёркивает американская газета. Пока правительство Путина душило свободную прессу у себя в стране и выдавливало из России американские СМИ, канал RT с лёгкостью заключал договора с различными кабельными провайдерами в США. Кроме того, филиалы RT свободно вещают в других странах на арабском, немецком, испанском языках.

По уверению издания, в плане рейтинга и охвата аудитории RT даже близко не может сравниться с CNN, но в нынешних условиях «медийной демократии» это не имеет значения. За последние несколько лет RT выработал новый формат, и при его участии России удалось создать «самую эффективную систему государственной пропаганды в XXI веке». При этом, к примеру, пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков уверяет, что Россия вступила в информационную войну не по собственной воле и лишь принимала «ответные меры».

Автор статьи Джим Рутенберг также обращает внимание на то, что нынешнюю деятельность российских информационных служб можно рассматривать как продолжение пропагандистского противостояния между США и СССР, начавшегося сразу после завершения Второй мировой войны. Тогда Иосиф Сталин увидел угрозу в проекте госсекретаря США Джорджа Маршалла, предполагавшем развитие демократии и формирование единого экономического пространства, и решил использовать в качестве ответной меры пропаганду. В ходе развёрнутой СССР кампании план Маршалла преподносили как коварный американский план по порабощению Европы, напоминает издание.

Однако американская пропаганда имела больший успех. В отличие от Советского Союза, в США существовало множество неправительственных СМИ, которые, даже когда они были не согласны с позицией американского правительства, всё равно продолжали представлять американский взгляд на мир и тем самым пропагандировали американские культурные ценности. В конце концов даже Михаил Горбачёв, подписывая указ о собственной отставке, признал, что у американцев «империя получилась лучше моей».

Построить свою империю хотел и Михаил Лесин. Когда президент Борис Ельцин назначил его начальником управления президента по связям с общественностью, Лесин озаботился международным имиджем России. Он задумал создать международный телеканал, который будет рассказывать людям о России, как CNN рассказывал об Америке, однако в хаосе тех лет об этом не могло быть и речи. Ситуация улучшилась с приходом к власти Владимира Путина. При нём проект Лесина получил одобрение и средства на запуск нового телеканала, который назвали Russia Today. На должность главного редактора взяли тележурналиста Маргариту Симоньян.

По замечанию автора статьи, её имя упоминается в незасекреченной версии доклада американских спецслужб чаще, чем кого-либо ещё, кроме имени Владимира Путина. Но она не производит впечатления человека, который может представлять собой угрозу национальной безопасности США, подчёркивает Рутенберг. «Я не собиралась становиться частью какого-то оружия, — заявила Симоньян в беседе с корреспондентом издания. — У меня двое детей, и я очень, очень миролюбивый человек. Я не люблю войны. Никакие».

Симоньян выросла в бедной семье в Краснодаре. После распада Советского Союза самых талантливых учеников из бывших советских стран отправляли в американские школы для обучения и налаживания отношений и взаимопонимания. Так Маргарита Симоньян очутилась в США, где посещала занятия в американской школе в Бристоле, штат Нью-Гэмпшир. Уже тогда новостные передачи вызывали у неё живой интерес, и она каждый вечер как загипнотизированная сидела с принимающей семьёй перед телевизором, смотря местные новости. По возвращении на родину Симоньян охладела к США из-за военной кампании, которую НАТО начало в 1999 году в отношении Югославии. Симоньян поступила на факультет журналистики Кубанского государственного университета, пошла стажироваться на местный телеканал и вскоре устроилась туда корреспондентом. «Её патриотизм и понимание технологии производства контента по американскому образцу … помогли Симоньян быстро подняться по карьерной лестнице», — рассказывает журналист The New York Times.

Возглавив канал Russia Today, Симоньян решила взять за образец CNN и BBC. Она пригласила консультантов из Великобритании, чтобы они помогли сделать Russia Today похожим на современный кабельный канал. На заре существования Russia Today его задачей было развенчать представление о том, что россияне, словами Лесина, «как медведи: ходим и рычим».

В 2008 году на канале начались изменения. Его переименовали в RT. Вместо новостей о положительной стороне жизни в России телеканал начал выпускать критические сюжеты, освещающие события в других странах мира, в особенности в США. По мнению Дмитрия Пескова, после этого англосаксы вдруг увидели, что «у другой стороны тоже есть своя армия».

В 2013 году произошло слияние РИА Новости и радиостанции «Голос России» в единую структуру под названием «Россия сегодня». Её руководителем Кремль назначил популярного телеведущего Дмитрия Киселёва. Главным редактором новой медийной структуры стала Маргарита Симоньян, переименовавшая международный отдел РИА Новости в агентство Sputnik. RT и Sputnik должны были стать ядром новой пророссийской и зачастую антизападной информационной кампании. RT продолжил работу в более традиционном формате кабельного телеканала, в то время как Sputnik, как младший брат, ведёт себя более «раскованно и вызывающе».

New York Times отмечает, что RT нашёл себе аудиторию во всех идеологических лагерях. Своим девизом телеканал призывает зрителей задавать больше вопросов, больше думать, принимать во внимание разные источники информации и разные версии происходящего. «С этим аргументом не поспоришь», — соглашается корреспондент издания. Все должны широко мыслить и иметь возможность познакомиться с другими точками зрения и разными интерпретациями событий. «Во многом именно поэтому такие СМИ, как RT и Sputnik, представляют такую проблему для Запада — особенно для США», — заключает автор статьи Джим Рутенберг. 

* Телеканал RT неоднократно опровергал подобные обвинения, указывая на то, что они совершенно не подкреплены доказательствами (прим. ИноТВ). 

Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
Публикуем в Twitter актуальные зарубежные статьи, выбранные редакцией ИноТВ
источник
New York Times США Северная Америка
теги
CNN Russia Today Владимир Путин выборы Маргарита Симоньян Михаил Горбачев НАТО пропаганда РИА Новости Россия СМИ Советский Союз США Франция
Сегодня в СМИ
Загрузка...

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Загрузка...
Лента новостей RT

Новости партнёров

INFOX.SG