Big Issue Оригинал

Russia Today не боится плыть против течения

RT в чем-то как две капли воды похож на американские каналы, но его позиция, как пишет международное издание The Big Issue, совершенно непривычна для западного зрителя. Канал упрекают в предвзятости, но автор статьи полагает, что в условиях грядущих информационных войн RT может сыграть немалую роль.
Russia Today не боится плыть против течения
Вы еще не видели такой канал — Russia Today? Посмотрите, он того стоит. Его можно найти на Sky или на Freeview. Ищите где-то в самом конце, среди каналов с трехзначными номерами. Это не откровенная реклама, а так — совет тем, кто интересуется подобными вещами. Поначалу, конечно, интересно посмотреть на международные события с точки зрения Москвы, но все-таки сложно представить, чтобы у нас в Британии, где от теленовостей (да порой и от газет, несмотря на их ярко выраженные партийные симпатии) ожидают сдержанного и сбалансированного подхода, у Russia Today появилась большая аудитория постоянных зрителей.
Когда смотришь RT, испытываешь те же ощущения, что и путешественник, оказавшийся в каком-то неизведанном месте. Вроде бы такие же новости, как у нас, — и в то же время все иначе. Как будто смотришь инопланетную версию Fox News. С одной стороны, все как две капли воды похоже на обычный круглосуточный информационный канал в США с этими постоянными дискуссиями в студии, но только все дискуссии насквозь пропитаны антиамериканизмом. Ведущие (особенно одна брюнетка приятной наружности) отзывается о таких видных экономистах, как Бен Бернанке и Тим Гайтнер, с таким пренебрежением и презрением, как будто они абсолютно неадекватны.
 
Может, конечно, так и есть. Но даже если зрителю близок призыв RT «задавать больше вопросов» и стремление предложить «альтернативу мейнстриму», доводы ведущих зачастую выглядят слишком странными и нелогичными. Так, Макс Кайзер, самый яркий провокатор на канале, недавно 15 минут яростно доказывал, что экономика Сомали стабильнее американской. По его словам, американский доллар дышит на ладан.
 
Провокационным канал был с самого своего основания в 2005 году. Финансируется он из российского бюджета. Поначалу вещание велось только на английском языке, но теперь добавились арабский и испанский каналы. Появились корпункты в Лондоне, Нью-Дели, Париже, Тель-Авиве и Вашингтоне.
 
Почти никто не воспринимает RT всерьез — канал часто называют инструментом кремлевской пропаганды и современной версией «Правды», знаменитой официальной газеты советских времен. Действительно ли RT является важным инструментом путинской пропаганды?
 
Главный редактор Маргарита Симоньян отметает подобные обвинения как «теории заговора». Она считает, что стремиться к объективности бесполезно.
 
«Это российская точка зрения, — говорит она. — То, что ты видишь, зависит от того, где ты стоишь. Когда смотришь такие каналы, как, например, BBC или «Аль-Джазира», сразу бросается в глаза, что они воспринимают все события с точки зрения своих стран. Так что каждый из них представляет точку зрения своей страны — Великобритании, Франции и т.д. BBC может заверять всех в своей беспристрастности и говорить, что они не всегда отражают точку зрения Великобритании, но на самом деле это не так. Нужно, чтобы были представлены разные точки зрения. Тогда ничья точка зрения не будет доминировать».
 
Симоньян работает главным редактором канала с момента его основания в 2005 году, когда ей было 25. Известно, что главред RT некоторое время обучалась в США. Она – самый молодой руководитель глобальной новостной телесети. Может ли ее канал сохранять независимость, находясь на правительственном финансировании?
 
«Ничуть не меньше, чем BBC World Service. BBC World Service находится на финансировании британского министерства иностранных дел. Наше финансирование поступает из бюджета Российской Федерации и проходит утверждение в российском парламенте. И ни разу никто из парламента или министерства иностранных дел не пришел к нам корректировать нашу редакторскую политику».
 
Излюбленный мотив на RT – лицемерие Запада. И в самом деле, из-за стремления вывести на свет все изъяны внешней политики Запада и закидать побольше камней в огород Уолл-Стрит с его подорванным авторитетом, для освещения собственно российской жизни почти не остается места. Канал ограничивается документальными фильмами об экзотических обычаях и изложением официальной позиции правительства. Кроме того, многие из приглашенных экспертов и аналитиков – сами американцы, просто со слишком нестандартными взглядами, чтобы их приглашали на CNN. Так, в прошлом году радиоведущий и сторонник теории «нового мирового порядка» Алекс Джонс получил на RT возможность вдоволь порассуждать на тему того, что тело Осамы бен Ладена, оказывается, не было опущено в воды Индийского океана, как официально утверждалось.
 
Все обвинения в антиамериканизме Симоньян называет «смехотворными», и с готовностью указывает на то, как западные СМИ культивируют имидж России как репрессивной олигархии. «Мне всегда хочется спросить – а когда вы в последний раз слышали хоть что-нибудь положительное о России на американском телевидении? Один из кандидатов в президенты, Митт Ромни, вообще сказал, что Россия – враг Америки номер один. О каком антиамериканизме тут можно говорить?»
 
«Я рада, что мы дает трибуну тем, кого игнорируют мейнстримовские СМИ, – продолжает Симоньян. – И нашей аудитории это тоже нравится… наши зрители c удовольствием вникают в вопросы, поднимаемые экспертами, которых прочие СМИ предпочитают называть «маргинальными». Многие начинают понимать, что мир не такой однобокий, каким они привыкли его видеть, и именно взгляда с другой стороны им катастрофически не хватает».
 
Недавно в число агрессивных персонажей, получивших карт-бланш на RT, влился основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж. Гостем его первого из двенадцати интервью стал лидер «Хизболлы» Хасан Насралла. Затея, прямо скажем, слабоватая – уж никак не «Фрост против Никсона», но все же обещание представить зрительской аудитории «борцов с предрассудками, провидцев и инсайдеров в правящих кругах» весьма интригует и вызывает интерес, возможно, потому, что наш исключительно умеренный политический дискурс зачастую действительно очень узок и действительно ограничивает. Как сказал на прошлой неделе в своем интервью Big Issue наш собственный борец с предрассудками Джордж Гэллоуэй: «В политической жизни есть всего лишь пара дюймов, в рамках которых допустимо иметь иное мнение».
 
Похоже, что аудитория, которую RT набирает в Европе и Америке, – это люди, которые готовы верить в худшее о своих собственных властях. RT любит говорить о своей глобальной аудитории размером в 480 миллионов потенциальных зрителей (хотя среднестатистические цифры о количестве зрителей в Великобритании не публикуются) и о том, что количество просмотров материалов канала на YouTube якобы достигло 700 миллионов.
 
Российский медиа-эксперт и докторант Лондонской школы экономики Григорий Асмолов впечатлен растущей популярностью RT в Интернете и характеризует Симоньян как «талантливого редактора», руководящего «высокопрофессиональной» командой. «Скорее всего, прямого и регулярного вмешательства со стороны Кремля нет, но, конечно же, есть некая концепция, которой канал придерживается, некая общая редакторская политика, оправдывающая правительственное финансирование, – говорит Асмолов. – Поэтому подозрений в том, что канал отражает интересы Кремля, избежать невозможно».
 
«В том, что их угол зрения и редакционная политика отличаются от тех, что придерживаются мейнстримовские западные новостные каналы, нет ничего предосудительного. Более того, именно такая позиция и привела «Аль-Джазиру» к успеху. Правда, здесь должно быть чувство меры. Если они зайдут слишком далеко, то RT перестанут воспринимать всерьез – в США и других странах. На мой взгляд, они слишком сильно зациклились на том, что происходит на Западе, такого не было при запуске канала… а зрителям хочется более интересного и небанального освещения внутренних российских событий».
 
Люк Хардинг, корреспондент The Guardian, которого в прошлом году выгнали из России за нелицеприятные статьи, считает наивным предполагать, что российский канал является настоящей платформой для открытой дискуссии. «Он более самостоятелен, чем федеральные каналы, которые очень плотно контролируются», – считает автор книги «Мафиозное государство».
 
«Тем не менее, RT принадлежит правительству и работает под его контролем. Руководство канала без ума от Путина, они никогда не будут критиковать его режим. Их задача – мочить Запад, и Америку в частности. Им не приходит в голову, что ситуация с правами человека в России может быть не менее постыдной, чем война в Ираке. Потом, совершенно абсурдно сравнивать RT с BBC. На RT вам сначала покажут одного эксперта, который ругает Америку, а затем другого, который будет говорить то же самое. Там и не пахнет балансом мнений. Очень забавный канал… большинство иностранных корреспондентов, работающих в Москве, смотрят его именно смеха ради».
 
Симоньян отказывается идти по проторенному западными телеканалами пути и упорно движется в противоположном направлении. В то время как большинство каналов рассказывает, как жестоко сирийский президент Асад подавляет восстание, RT изображает противостояние как конфликт, за который правительство и вооруженная оппозиционная несут одинаковую ответственность. Канал серьезно критиковали за однобокое освещение войны между Россией и Грузией в 2008 году: большая часть эфира тогда была посвящена жертвам среди населения Южной Осетии, а вот о действиях российских военных в грузинских селах RT молчал. Симоньян же гордится работой канала в те дни.
 
«Когда другие СМИ уже все для себя решили, RT стал единственным источником, представляющим альтернативную точку зрения. И тогда я подумала: это и есть наша задача, вот как должна строиться наша работа. Мы предлагаем альтернативную точку зрения и гордимся этим. Например, я очень горжусь тем, как мы освещаем деятельность движения «Захвати Уолл-стрит». Именно мы начали показывать эти кадры, именно мы дали активистам возможность выступать в прямом эфире, возможность, которой мейнстримовские СМИ их лишили».
 
И если правда, что информационные войны будут определять геополитику в 21-м веке, игнорировать RT нельзя. Канал стремится играть более важную роль.
 
«Как только наступает полная удовлетворенность в своем деле, нужно искать новую работу. Мне всегда кажется, что мы можем работать лучше, больше и так далее. Вы еще услышите о нас. У нас много интересных задумок».
 
Дата публикации 10 июня 2012 года.
Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
В нашем паблике в VK самые свежие статьи и сюжеты зарубежных СМИ
источник
Big Issue Великобритания Европа
теги
Russia Today СМИ телевидение
Сегодня в СМИ
Загрузка...

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Лента новостей RT

Новости партнёров

INFOX.SG

Загрузка...