Al Arabiya Оригинал

Крым и Украина: чья это холодная война?

Пока российский телеканал RT показывал всему миру, как безоружная украинская милиция пытается отстоять Киев от атак ультранацистов и неофашистов с Майдана, западные СМИ занимались отвлекающими маневрами. Америка сегодня поощряет свержение демократически избранных правительств «во имя демократии», также как СССР насаждал когда-то коммунизм в Восточной Европе, пишет Абдалла Шлейфер на сайте Al Arabiya.
Крым и Украина: чья это холодная война?
ANATOLII STEPANOV / AFP

Никогда не думал, что мне когда-либо придется обратиться к российским СМИ, дабы понять смысл происходящих где-то событий. Для начала посмотрите в YouTube репортажи Russia Today, российского круглосуточного новостного канала на английском языке.

В этих видеороликах вы увидите, что происходило на Майдане за несколько недель до того, как президент Янукович бежал из Киева, а отряды, состоящие по большей части из ультранационалистов и неофашистов, ворвались в правительственные здания.
 
Вы увидите, как безоружные украинские омоновцы прячутся за щитами под градом камней и бутылок с зажигательной смесью, а на них сыплются удары со стороны манифестантов. У защищавших правительственные здания милиционеров в руках были только огнетушители, при помощи которых они тушили друг друга, когда их в упор забрасывали «коктейлями Молотова».
 
Если бы хоть что-то отдаленно похожее происходило где-нибудь возле Капитолия или Белого дома в Вашингтоне, туда немедленно были бы стянуты отряды Национальной гвардии или федеральные войска (поскольку это Вашингтон). Если бы толпу не удалось в течение нескольких минут разогнать слезоточивым газом и водометами (тут активистам уж точно не дали бы буйствовать неделями, как в Киеве), то силовики применили бы огнестрельное оружие.
 
Отвлекающий маневр в СМИ
 
В то же самое время американские СМИ с упоением рассказывали о ведущей американского бюро RT, которая в прямом эфире заявила о своем увольнении. Сюжет об этом на следующий день прошел в качестве новости на самом RT.
 
Британская газета Guardian тем временем опубликовала просочившуюся в интернет (несомненно, стараниями русских) запись телефонного разговора между министром иностранных дел Эстонии Урмасом Паэтом и Верховным представителем ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон. В нем Паэт, ссылаясь на некие источники, сообщил, что в протестующих и в милицию на Майдане стреляли одни и те же снайперы – провокаторы от оппозиции. Американские СМИ предпочли эту историю не замечать.
 
Однако сейчас мир постепенно узнает и альтернативную версию событий, противоречащую утверждениям президента Обамы, госсекретаря Джона Керри, «ястребов» из конгресса и сената США, их британских коллег и различных представителей Евросоюза.
 
Наконец-то американские и британские СМИ стали признавать, что значительное большинство жителей Крыма действительно хотело отделиться от Украины. Эта точка зрения была в конце концов озвучена и корреспондентом ВВС с места событий во время референдума о «воссоединении с Россией» (не путать с аннексией), как и тот факт, что никто не заставлял людей голосовать силой – «под дулами русских ружей», как это описывали в Вашингтоне и Лондоне.
 
В американских СМИ – таких, как New York Times или National Interest (ведущее издание для реалистов в вопросах внешней политики, в противовес неоконсервативному течению) – постепенно появляются материалы, отражающие, как было сказано в недавней статье в журнале Foreign Policy, «неудобную правду о том, что значительная часть нового правительства Украины – а также демонстранты, которые привели его к власти – действительно являются фашистами».
 
Из рук в руки
 
Мир понемногу открывает для себя, что Крым на протяжении многих веков был ареной противоборства между разными народами и державами, однако последние несколько веков он – русский. Его буквально подарил Украине Никита Хрущев в 1954 году, причем без всякого референдума – и без каких-либо возражений со стороны Запада.
 
Конечно, в то время Украина была Украинской Советской Социалистической Республикой в составе Советского Союза, поэтому факт дарения представлялся не таким уж значительным. Однако в 1992 году*, после распада Советского Союза, Украина, провозгласив независимость, волей-неволей забрала с собой и Крым. Схожим образом вошли в состав Украины и некоторые другие области.
 
 Так, Одесса – один из крупнейших городов Украины, расположенный недалеко от Крыма, – была основана императрицей Екатериной Великой на месте турецкой крепости после того, как Россия отвоевала черноморское побережье у Османской империи. К началу Первой мировой войны Одесса стала крупным городом с преимущественно русским населением.
 
Одесса никогда не была украинским городом, пока Ленин и Троцкий не отделили ее зачем-то от Российской Советской Социалистической Республики (которая, естественно, служила ядром СССР) и не присоединили к Украине. Спустя сорок лет у Хрущева хотя бы были свои причины, когда он проделал то же самое с Крымом – ведь он был украинцем; говорят также, что о «подарке» он объявил в пьяном виде во время правительственного банкета. 
 
В ходе крымского референдума было реализовано право народа на самоопределение, прописанное в международном праве с начала ХХ века. Тем самым было также реализовано право на отделение – то самое, в поддержку которого американские ВВС бомбили Белград и позиции сербских вооруженных сил во время отделения Косовского края от Сербии.
 
Самоопределение
 
США и Запад точно так же выступали за право сперва Словакии*, затем Хорватии, и наконец, Боснии и Герцеговины на самоопределение и отделение от Югославии, где власть захватили носители идеологии «Великой Сербии». Здесь усматриваются явные параллели с новой киевской властью: входящие в ее состав украинские националисты первым делом приняли закон, лишивший русский язык статуса государственного наряду с украинским. В сформированное ими правительство вошло всего два министра, представляющих восточную, русскоговорящую часть страны, где в основном проживают этнические русские.   
 
Возьмите российских олигархов, которые сегодня поддерживают Путина, или украинских, поддерживающих новое правительство в Киеве. Эти миллиардеры в прошлом – члены КПСС, которые сколотили свои состояния, скупив у государства ключевые промышленные активы посредством более чем сомнительных приватизационных сделок, по ценам столь низким, что это смело можно назвать кражей. Путину олигархи достались в наследство от Ельцина, который в процессе демонтажа СССР распродавал объекты госсектора людям из своего ближайшего окружения – а американская пресса при этом изображала его героем.
 
Однако из всего многообразного потока лживых заявлений в адрес России со стороны Запада фантастичнее всего выглядят обвинения в разжигании новой холодной войны, или утверждения, будто Путин пытается возродить Советский Союз. Ведь Путин – явный русский националист и культурный консерватор, неизменно поддерживающий возрожденную Русскую православную церковь. Он гордится тем, что в годы коммунистического правления мать тайно крестила его. Он занят возрождением достоинства и таинственного символизма Матери России, а вовсе не воссозданием идеологии милитаризма с глобальными амбициями.
 
Зато именно такая идеология лежит сегодня в основе позиции США. В свое время Советский Союз, опираясь на «жесткую силу» – то есть на мощь своей армии, оккупировавшей к концу Второй мировой войны государства Восточной Европы, – в течение нескольких лет сместил тамошние переходные коалиционные правительства, чтобы вместо демократии насаждать коммунизм. Сегодня же Америка, опираясь на «мягкую власть», стимулирует, поддерживает и финансирует ниспровержение демократически избранных правительств – во имя демократии.
 
Дата публикации: 22 марта 2014 года.
 
Автор статьи: Абдалла Шлейфер – почетный профессор Американского университета в Каире (Египет), основатель и первый директор Центра тележурналистики им. Камаля Адхама при АУК. Основатель и бывший шеф-редактор журнала Transnational Broadcasting Studies (нынешнее название – Arab Media & Society). До работы в АУК Шлейфер девять лет возглавлял каирское новостное бюро телекомпании NBC, а также выполнял в нем функции корреспондента и продюсера по Ближнему Востоку. Работал также в Бейруте в качестве ближневосточного корреспондента журнала Jeune Afrique и в Аммане в качестве спецкора газеты New York Times. Оставив должность преподавателя журналистики в АУК, Шлейфер чуть менее года руководил вашингтонским бюро телекомпании AlArabiya. Состоит адъюнкт-профессором при Институте ближневосточных исследований в Вашингтоне (США). Работал в качестве исполнительного продюсера при создании отмеченного наградами документального фильма «Центр управления», а также документального телефильма «Бессонница в Газе… и Иерусалиме» (100 серий в жанре реалити-шоу). 
 
Фото: ANATOLII STEPANOV / AFP
 
* Так сказано в оригинале (прим. RT).

 

Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
Все самые актуальные зарубежные статьи на нашей странице в Facebook
источник
Al Arabiya Объединенные Арабские Эмираты Азия
теги
BBC CNN Russia Today Виктор Янукович Владимир Путин Запад Крым Никита Хрущев Россия США Украина
Сегодня в СМИ
Загрузка...

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Лента новостей RT

Новости партнёров

INFOX.SG

Загрузка...