Lowy Interpreter Оригинал

BBC против RT: Медийные войны, дипломатия и своя точка зрения

Корпорация BBC обратилась к правительству с просьбой спонсировать создание нового канала для вещания на Россию. Как пишет портал Lowy Interpreter, таким образом британцы планируют создать новую модель вещания и ответить на мощное цифровое наступление со стороны Russia Today, который считается наиболее успешным среди всех каналов, работающих в цифровом мире.
BBC против RT: Медийные войны, дипломатия и своя точка зрения

Озаботившись ростом влияния и охвата аудитории таких государственных телеканалов, как спонсируемый Кремлем Russia Today, корпорация BBC, кажется, надеется прервать тенденцию бесконечного урезания собственного финансирования — она обратилась к правительству с просьбой спонсировать создание нового канала для вещания на Россию. Кроме того, BBC также предлагает создать службы, нацеленные на вещание в Северной Корее и усиливающие проникновение в страны арабского мира.

Появление телеканалов, поддерживаемых на государственном уровне, например Russia Today, катарского Al Jazeera, китайского CCTV и турецкого TRT World, который будет запущен в ближайшем будущем, изменило медийный ландшафт.
 
Хотя точно измерить аудиторию этих каналов сложно, невозможно не заметить одну общую черту: карманы тех, кто финансирует эти каналы, весьма и весьма глубоки. Бюджет Al Jazeera никогда не раскрывался, но один финансовый менеджер этого канала как-то признался: «Просто представь цифру и добавь к ней ноль». Не секрет и то, что бюджет CCTV также огромен.
 
Взлет популярности новостных телеканалов как инструментов «мягкой силы» на международном рынке произошел еще двадцать лет назад. Японский NHK World, немецкий Deutsche Welle и базирующийся в Париже France 24 рассматриваются как неопасные для западных правительств. Другие же представленные на рынке продукты — такие, например, как иранский Press TV — активно критикуют. Кстати, вещание этого спонсируемого иранским режимом канала в 2012 году на территории Великобритании было запрещено.
 
Самый новый участник уже заполоненного рынка — англоязычный канал TRT World, базирующийся в Стамбуле. TRT World начнет вещание в октябре, за считанные недели до начала всеобщих выборов в Турции, которые пройдут в ноябре в обстановке жесточайшей конкуренции. Ожидается, что канал, являющийся ответвлением государственного TRT, будет поддерживать Эрдогана.
 
В результате неоднократного сокращения бюджетов, BBC World Service и другие ключевые новостные службы на протяжении уже нескольких лет испытывают серьезные трудности в плане сохранения своего охвата. В 2010 году BBC пришлось взять на себя обеспечение своего бюджета для World Service, объем которого оценивается в 245 миллионов фунтов, ранее представлявшихся корпорации Министерством иностранных дел Великобритании посредством гранта. С тех пор BBC приходится выделять на финансирование World Service – флагманской радиослужбы корпорации, которая ведет вещание на более чем 25 языках и охватывает аудиторию почти в 200 миллионов человек в неделю — средства, получаемые благодаря лицензионным сборам, а выплачивают эти сборы резиденты Великобритании.
 
Следом под сокращение попал и австралийский государственный канал Australia Network, который был в 2014 году упразднен решением правительства Эббота. Кончину канала, который ранее под контролем корпорации ABC вел вещание в 46 странах Азиатско-Тихоокеанского региона, многие с грустью называли концом эры, когда [страна] имела значительную силу в публичной дипломатии. Другие, впрочем, говорили об этом событии как об уничтожении неэффективной и устаревшей [медийной] модели.
 
А проблема актуальности между тем актуальности не теряет. В нашем мире, который все больше оцифровывается и в котором новости потребляют при помощи смартфонов и тиражируют в социальных сетях, уместность дорогих и гигантских телеканалов можно и нужно оспаривать. Запущенной в 2013 году Al Jazeera America, дочерней службе Al Jazeera English, которая должна была выйти на американский рынок, удалось спустя год после начала работы завоевать лишь мизерную аудиторию в 17 000 зрителей. А ведь катарское правительство заплатило 500 миллионов долларов за покупку принадлежавшего ранее Элу Гору Current TV, на основе которого создавалась служба, а затем выделило еще несколько сотен миллионов на организацию и работу нового канала.
 
Главный вызов, стоящий перед такими вещателями от «мягкой силы», заключается в том, чтобы эффективно конвертировать свой бренд и контент в цифровую стратегию. Новые предложения ВВС включают в себя смелый план по «созданию лучшей англоязычной цифровой новостной службы в мире», что, вероятно, явилось прямой реакцией на мощное цифровое наступление со стороны Russia Today.
 
Модель Russia Today считается наиболее успешной среди всех каналов, работающих в цифровом мире. Охват в мировой сети у них огромный. Сменив название на безобидное RT, Russia Today создал мощнейшее присутствие в соцсетях. У его страницы в Twitter – более миллиона подписчиков. Этот принадлежащий государству канал ведет телевещание на отдельных англо-, арабо- и испаноязычных каналах. Будучи основанным как новостной инструмент от «мягкой силы» для улучшения имиджа России за рубежом, канал отныне потоковым методом выдает одобренный Кремлем «новостной контент», чеканя посылы по таким международным вопросам, как ситуации в Сирии и на Украине.
 
Попытки правительства консерваторов ограничить мощь BBC внутри страны привели к неожиданным последствиям в виде ослабления корпорации – которая представляет собой один из мощнейших дипломатических инструментов в арсенале Великобритании — за рубежом. Противодействовать информационному потоку из зачастую враждебных иностранных источников и при этом сокращать бюджеты — это серьезный дипломатический вызов. Западные правительства, по всей видимости, все сильнее беспокоит то, что [иностранные] государственные СМИ закрывают для зрителей и слушателей доступ к беспристрастной и независимой информации. Если они хотят этому помешать, им, возможно, придется пересмотреть свой подход к делу и найти карманы поглубже.
 
Предупреждение: Аннелиза Маколиф работала в BBC, Al Jazeera и ABC.

Дата публикации 15 сентября 2015 года.
 

Фото: Reuters

 

источник
Австралия Океания
теги
BBC Russia Today интернет информационная война СМИ

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Лента новостей RT

Новости партнёров

INFOX.SG