Huffington Post Оригинал

Huffington Post: Украинское «Министерство правды» – провал эпических масштабов

Государственный украинский канал Ukraine Tomorrow – он должен стать конкурентом RT – еще не запущен, но уже вызывает разногласия в украинском обществе, отмечает Huffington Post. Это самое заметное достижение Министерства информационной политики; но критики сомневаются, что борьба с «российской информационной агрессией» с помощью «контрпропаганды» будет эффективной, считает автор.
Huffington Post: Украинское «Министерство правды» – провал эпических масштабов

Как сообщило 15 июля издание Kyiv Post, украинское правительство внесло в Раду законопроект о создании государственной иновещательной телерадиокомпании Ukraine Tomorrow. Компания призвана стать украинским ответом российскому каналу Russia Today и противостоять захлестнувшим Донбасс потокам российской пропаганды. Создание Ukraine Tomorrow стало самым заметным достижением Министерства информационной политики, которое было учреждено в декабре 2014 года для борьбы с «недостоверной информацией об Украине» и «российской информационной агрессией» и с тех пор не раз становилось мишенью для критики.

Идея создать телеканал такого рода с самого начала вызвала неоднозначную реакцию. Критики министра информационной политики Юрия Стеца и президента Порошенко называли Министерство информационной политики органом цензуры и даже сравнивали его с оруэлловским «Министерством правды». Это, конечно, преувеличение: создание министерства никак не повлияло на деятельность независимых СМИ — таких как Hromadske TV. И все же Ukraine Tomorrow предстоит нелегкий путь, прежде чем украинская аудитория начнет воспринимать его серьезно. Пока что идеи министерства не находят отклика у людей.
 
Это обусловлено двумя факторами. Во-первых, возможности министерства ограничены из-за того, что медийный рынок перенасыщен, и к тому же российские государственные каналы располагают безграничными финансовыми ресурсами. Во-вторых, украинцы, придерживающиеся умеренных взглядов, с сомнением относятся к идее бороться с пропагандой при помощи контрпропаганды. Российские СМИ даже использовали сам факт создания такого министерства и высказывания его руководителей как доказательство того, что на Украине установился авторитарный, экстремистский режим. Создание канала Ukraine Tomorrow – это, несомненно, большой шаг вперед для Министерства информационной политики, однако в силу вышеназванных причин он, скорее всего, не сможет стать тем эффективным инструментом, который рассчитывал получить Порошенко.
 
Почему из-за насыщенности рынка и финансового превосходства России у проекта Ukraine Tomorrow мало шансов
 
Во-первых, на востоке Украины Министерству информационной политики не дадут развернуться российские СМИ, насытившие рынок уже давно. Вот как охарактеризовал ситуацию Марк Рачкевич, колумнист из Kyiv Post: «Российские СМИ закрепились как ведущая информационная сила еще в 1990-е годы. По данным опросов, местное население стабильно выбирает российские телеканалы. У кого есть спутниковые тарелки, а они есть почти у всех, смотрят российские каналы».
 
Вторая причина – превосходство Москвы в финансовых ресурсах. В конце 2014 года Путин увеличил бюджет на «участие в международном информационном пространстве» (читай: на распространение официальной позиции Кремля по всему миру) до 250 миллионов долларов. В условиях кризиса такая сумма выглядит весьма внушительно. Пол Грегори из «Форбс» писал в декабре 2014 года, что путинская армия троллей публикует в интернете каждый день по 100 тысяч заметок и твитов. Украинской контрпропаганде будет очень трудно противостоять такому напору.
 
Многие украинские журналисты и организации выступили против создания Ukraine Tomorrow, осознавая всю бесперспективность и бессмысленность этой затеи. Как заявила Татьяна Матычак, один из основателей и главный редактор некоммерческого проекта StopFake, призванного разоблачать дезинформацию о конфликте на Украине: «Вряд ли госканал будет чем-то отличаться от личного проекта миллиардера Игоря Коломойского Ukraine Today. Конкурировать с RussiaToday он не сможет – не потянет по деньгам. Мне не кажется, что создание государственного канала – это правильное применение бюджетных средств. Украинские бизнесмены могут создавать каналы без госпомощи, причем они будут гораздо успешнее».
 
Почему пропагандистская деятельность Ukraine Tomorrow и Министерства информационной политики даст обратный эффект
 
Сначала многие украинские журналисты боялись, что Министерство информационной политики будет заниматься тем, что, как в советские времена, будет затыкать прессе рот. Сорок журналистов даже устроили 2 декабря 2014 года у здания Рады демонстрацию протеста. В ответ представители украинского правительства и вооруженных сил заявили, что пророссийские сепаратисты на востоке Украины ведут активную работу по вербовке журналистов. Поэтому для предотвращения угрозы терактов необходимо ввести ограничения на поездки журналистов в зону АТО и вести встречную пропаганду.
 
Эти доводы никого не убедили. Акции протеста не утихали. Как сообщала радиостанция «Свобода», некоторые активисты даже называли министерство нацистской организацией. В свете всех этих протестов украинское правительство внимательно следило за тем, чтобы министерство никак не ограничивало свободу СМИ. Так что теперь министерство критикуют уже по другому поводу: критики говорят, что бороться с российской пропагандой при помощи встречной украинской пропаганды непродуктивно.
 
Вот что сказал мне по этому поводу журналист Kyiv Post Олег Сухов: «Такой подход вряд ли вызовет отклик со стороны широкой аудитории. Ведь обычных людей все это мало волнует. Многие журналисты не согласны с таким подходом и считают, что с пропагандой нужно бороться с помощью истины. У нас достаточно объективных доказательств кремлевской агрессии и военных преступлений, совершенных россиянами во время конфликта на Украине, так что для борьбы с путинской дезинформацией нам нет необходимости прибегать к контрпропаганде».
 
Опасения по поводу политизации министерства связаны еще и с тем, что у Стеца, который в свое время работал генеральным продюсером на принадлежащем Порошенко «Пятом канале», имеются давние политические связи с украинским президентом. Люди и так уже скептически настроены по отношению к Ukraine Tomorrow, а если теперь канал будет восприниматься еще и как «тепленькое местечко», устроенное для «своего человека» (Стец приходится крестным отцом одному из детей Порошенко), то его вообще никто не будет воспринимать всерьез.
 
В дополнение ко всем уже упомянутым факторам, отрицательно влияющим на репутацию министерства, предлагаемый им подход возымел, можно сказать, обратный эффект и дал дополнительные козыри в руки российской пропаганды. Прокремлевское информационное агентство «Спутник», которое критики называют путинской антизападной версией Buzzfeed, сообщило в марте 2015 года, что министерство информации требует для донецких и луганских журналистов тюремных сроков до 15 лет. Телеканал RT опубликовал заявления украинских журналистов, называющих министерство «фашистским», а также комментарии таких международных организаций, как «Журналисты без границ». Учитывая, что в Крыму украинскую контрпропаганду не слушает практически никто, а на востоке Украины — только очень ограниченное число людей (тогда как именно Крым и Восточная Украина сильнее всего подвержены воздействию кремлевской пропаганды), может получиться так, что в зоне конфликта люди просто перестанут верить украинским властям. К тому же из-за этого ряды пророссийских сепаратистов могут пополниться новыми сторонниками — против чего и были направлены, собственно, принятые в декабре прошлого года правила работы в зоне АТО.
 
Таким образом, телеканалу Ukraine Tomorrow придется изрядно потрудиться, чтобы завоевать уважение аудитории. Учитывая, что Украина испытывает серьезные финансовые трудности и что в обществе не утихает недовольство деятельностью Министерства информационной политики, сложно сказать, сколько продержится на плаву Ukraine Tomorrow. На данный момент ясно одно: предложенный президентом Порошенко подход — бороться с пропагандой при помощи контрпропаганды — неожиданно для него вызвал волну критики и недовольства.
 
Дата публикации 03 августа 2015 года.
 
 
Фото: Reuters

 

 

источник
США Северная Америка
теги
Russia Today СМИ Украина

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Лента новостей RT

Новости партнёров

INFOX.SG