L'Express Оригинал

С помощью RT Россия победила в информационной войне?

В апрельском отчете занимающейся американскими государственными СМИ организации утверждается, что США проигрывают информационную войну с Россией. Но как всего за десять лет Москве удалось так укрепить позиции на международном информационном пространстве?
С помощью RT Россия победила в информационной войне?

Руководство Совета управляющих по вопросам вещания (это ведомство занимается американскими государственными СМИ вроде «Голоса Америки» и «Радио Свобода») полагает, что Россия обходит США в информационной войне: «Наши несущие антиамериканский посыл конкуренты побеждают в информационной войне, которую сами же и развязали... Стратегия американских СМИ должна быть пересмотрена». 

За десять лет Россия сумела прочно закрепиться на международной информационной арене, в первую очередь благодаря каналу Russia Today или RT, который сегодня вещает на восьми языках. Он был запущен 10 декабря 2005 года по распоряжению президента Владимира Путина для выполнения двух официальных задач: разрушения монополии англосаксонских СМИ и создания объективного портрета России. 

С 2012 года он получил юридический статус стратегического предприятия, защищающего интересы России, что становится для него щитом от сокращений бюджета. Кроме того, за один только 2015 год его дотации составили 220 миллионов долларов. Рекордная цифра со времен запуска канала. 

Воплощение новой российской дипломатии

«Западу давно пора протереть глаза и увидеть то, что в России готовят вот уже десять лет!», — восклицает известный репортер и эксперт по России Анна Нива (Anne Nivat). По ее словам, RT представляет собой «новую форму дипломатии», средство, с помощью которого Российская Федерация передает миру свое видение внешней политики: «Этим никого не обманешь. RT работает по указке. Кроме того, россиян совершенно не волнуют затраченные средства, ведь они прекрасно понимают, что этот канал представляет собой оружие»

Набрав полтора миллиона подписчиков, RT стал крупнейшим информационным каналом на YouTube, намного опередив CNN и «Аль-Джазиру», на счету которых соответственно 875 000 и 716 000 подписчиков. Кроме того, это первый информационный канал на YouTube, которому удалось достичь отметки в миллиард просмотров. Настоящий рекорд. 

Все началось в 2003 году, когда Владимир Путин заказал опрос о восприятии России американцами. Результаты оказались весьма красноречивыми. Президент осознал, что у его страны возникла серьезная проблема с имиджем. Чтобы исправить ситуацию, он решил не размениваться по мелочам и создать международный информационный канал на английском языке. Он должен был позволить Москве дать ответ на освещение событий иностранными журналистами, которые заостряют внимание на коррупции и правах человека, рисуя тем самым неприглядный портрет РФ. 

Кремль еще больше убедился в необходимости канала после двух происшествий: газового кризиса с Украиной в 2006 году и грузинского кризиса 2008 года. Во время этих событий Россия стала мишенью для острых нападок, а ее имидж за границей ощутимо ухудшился. 

Тогда Кремль решил расширить масштаб и интенсивность своей пиар-стратегии. Контратака началась в 2007 году с запуска «Русия аль-Яум», канала нацеленного исключительно на арабоязычную аудиторию. Два года спустя RT начал вещание на испанском языке. В данном случае цель опять-таки была предельно прозрачной: покорить южноамериканскую аудиторию, с которой уже начал работать CNNE (испанская версия CNN). В 2010 году на американском рынке возник RT America. В 2014 году на свет появились RT UK, RT Deutchland и RT Chinese. С самого своего создания RT постоянно расширял свое присутствие. Во Франции до сих пор нет телеканала, однако имеется сайт, который освещает французские и международные новости на языке Мольера. 

Неполиткорректный канал 

Хотя RT и стремится стать глашатаем интересов России, он делает это с тонкостью, которая была совершенно не свойственна официальным выпускам «Московского радио» во времена Советского Союза и холодной войны. Канал, по заявлению его руководства, идет вразрез с информационным «мейнстримом» и предлагает альтернативный взгляд на события. «Став противовесом традиционным СМИ, он подтверждает свою легитимность», — объясняет Анна Нива. Нет ничего лучше, если вы хотите привлечь всех тех, кто разочарован этими самыми СМИ (в их рядах, кстати, хватает любителей теорий заговора). Такие видео как «Пять вещей об Украине, о которых молчат крупнейшие СМИ» или «Пять запрещенных книг о том, что хочет скрыть истеблишмент» вышли в лидеры просмотров на YouTube.

И хотя точка зрения действительно альтернативная, о форме того же не скажешь. «Канал использует современные телевизионные приемы западных демократий», - продолжает Анна Нива. — «Он копирует ритм и музыкальные заставки. Причем талантливо!». Как и у любого уважающего себя канала, у RT есть лента и ньюсрум... Он делает все, чтобы не отпугнуть привыкшего к определенным схемам СМИ рядового зрителя. 


Благодаря грамотно просчитанной стратегии канал смог найти своего зрителя. Так, утверждения об альтернативности подчеркивают его уникальность по отношению к однородному предложению в СМИ. Только вот заполняет ли он некий пробел или же сам его создает? Ведь RT — на самом деле не первый канал с претензией на альтернативный взгляд. Когда «Аль-Джазира» обосновалась в США в августе 2013 года, в своей кампании она тоже напирала на альтернативу таким СМИ как FOX и CNN. 

Несмотря на всю свою популярность, RT периодически сталкивается с обвинениями в том, что он — инструмент кремлевской пропаганды. В марте 2014 года американская журналистка Лиз Уол (Liz Wahl) уволилась в прямом эфире, обвинив канал в манипуляциях с освещением конфликта на Украине. Несколько месяцев спустя ее примеру последовала британская коллега Сара Ферт (Sarah Firth), написав в Twitter, что уволилась, потому что она — «на стороне правды». Кроме того, британский регулятор в сфере СМИ OFCOM грозится закрыть канал из-за необъективного освещения событий. 

Мнимый успех? 

Хотя канал без конца хвалится успехами среди аудитории, предоставленные им цифры все же несколько туманны. Так, французский сайт RT утверждает, что сегодня канал «охватывает 700 миллионов человек более чем в ста странах». На американской версии все сформулировано едва ли четче: «Доступ к каналу есть у 640 миллионов человек». А ведь даже если у этих 640 миллионов человек и есть возможность смотреть RT, это не означает, что все они ею пользуются. Все таки, если у человека есть какой-либо канал в кабельном пакете, он вовсе не обязательно будет его смотреть. RT играет на этом нюансе. Точно так же канал говорит о 350 миллионах зрителей своей арабской версии. 

Подобные методы едва ли можно назвать удивительными. В феврале прошлого года журналистка Людмила Савчук писала в петербургской газете «Мой район», что режим создал целую армию «троллей» для распространения пропутиснкой пропаганды в интернете. Журналистка, которая проработала чуть больше двух месяцев в «Агентстве интернет-исследований», рассказала о лежащих в основе его работы документах. «Киберсолдаты» должны вести блоги и ежедневно наводнять сеть пропутинскими комментариями. Скрываясь за фальшивыми аккаунтами в Facebook и Twitter, они распространяют слухи и защищают имидж России. Кроме того, в конце комментария они должны в обязательном порядке оставить ссылки на сайт RT. И хотя с уверенности заявить о «раздутости» представленных RT цифр никто не может, петербургские тролли уж точно регулярно отсылают людей на сайт канала. 

Sputnik — последнее звено в российской цепи

Несмотря на полемику, Россия не собирается останавливаться на таком успешном пути. В ноябре прошлого года она запустила новое СМИ, новостной сайт на 29 языках! «Sputnik, крупнейший информационный бренд с современными центрами в важнейших мировых столицах. Sputnik рассказывает то, о чем другие молчат». Новая организация перенимает диалектику RT, потому что тоже напирает на альтернативный подход. 

Название было выбрано отнюдь не случайно. По сути, это щелчок по носу американцам. Речь идет о первом искусственном спутнике Земли, который запустил на орбиту СССР в 1957 году. Тогда американская пресса окрестила это событие «технологическим Перл-Харбором».

Дата публикации 28 июля 2015 года.

источник
Франция Европа
теги
Russia Today информационная война Россия СМИ

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Лента новостей RT

Новости партнёров

INFOX.SG