Frontline Оригинал

Frontline: Смелые и самобытные

Располагающийся в Лондоне российский государственный телеканал RT недавно заявил о себе на рынке международных информационных СМИ. Устоявшиеся игроки высмеивают новичка и побаиваются его, ведь он не придерживается общепринятых правил, – а еще ему сопутствует удача.
Frontline: Смелые и самобытные
Reuters

Будучи новичком на оживленном рынке крупных СМИ, располагающийся в Лондоне канал, пять месяцев назад учрежденный [телекомпанией] RT (ранее известной как Russia Today), встретил не самый теплый прием. Причина вовсе не в смелых и острых материалах канала и не в наличии у него четко выраженной позиции. Причина в смелых и острых материалах, четко выраженной позиции и – пророссийской, как считается, редакционной политике.

Неудивительно, что RT нарвался на шквал критики еще до того, как начал свою работу. Начиная с ноября прошлого года, канал вещает из удачно расположенной студии на десятом этаже офисного здания на берегу Темзы на Миллибэнк-роуд, ежедневно посвящая пять часов своего эфира довольно энергично снятым лондонским новостям и сюжетам. Возмущенным публицистам и колумнистам изначально не понравилось в новом канале ничего – не в последнюю очередь потому, что он воспринимался как детище пресловутой российской телекомпании RT, вещающей из Москвы. Критика в адрес канала звучала разнообразная и с самых разных сторон – один автор из весьма солидной газеты даже обрушился с нападками на рекламодателей RT и их бренды. Канал ругали за его лондонские репортажи, – а потом за то, что не показывает о Лондоне «хорошие новости». Его клеймили как «рупор путинской пропаганды». Некоторых из его журналистов персонально объявляли отщепенцами, непригодными для работы в приличных британских СМИ. Еще бы – ведь этот канал напористо влез на территорию западной прессы, отказываясь при этом играть по правилам, принятым у старожилов. Мало того, в своих международных новостях RT не придерживается общепринятого тезиса о том, что Россия проводит экспансионистскую политику за рубежом и авторитарную – дома.

Общий недружелюбный прием RT London [sic] со стороны британских СМИ был довольно ожидаемым, несмотря даже на давние традиции свободной прессы и плюрализма. Надо отдать должное Британии: как в прошлом, так и сейчас, в здешних СМИ присутствует довольно заметный сегмент диссидентов, смутьянов и борцов с истеблишментом. К нему относятся как старые солидные печатные издания, так и разнообразные современные газеты, вебсайты и радиостанции. Примечательно, что наиболее авторитетные крамольные мнения все равно исходят от публицистов крупных, системных изданий, – хотя поле для выражения взглядов, противоречащих редакционной позиции, в них сейчас стремительно сужается.

Почему же тогда в Британии так настороженно отнеслись именно к RT? Вероятно, из-за того, что новый конкурент не соответствовал привычному образу доморощенного диссидентского СМИ. Скорее, он представляет собой нового игрока, но сразу в высшей лиге: это зарубежная государственная телекомпания с щедрым финансированием и заметным информационным присутствием в 35 странах Европы. При этом у RT наличествует также довольно четкая редакционная установка – это признает и главный редактор RT, молодая и динамичная Маргарита Симоньян. RT призван быть агитационным каналом Владимира Путина. Говорят, в этом году его финансирование составит 250 миллионов фунтов – ВВС с его нынешними финансовыми проблемами о таком и мечтать не приходится*.

К тому же зрительская аудитория RT неуклонно растет, что говорит о том, что уж что-то этот телеканал все-таки делает правильно. RT набрал более двух миллиардов просмотров на YouTube, с огромным отрывом обогнав таких конкурентов, как CNN, Al Jazeera и Euronews. Никакие деньги или пропаганда не могут удержать на плаву СМИ в течение долгого времени. Подборка новостей RT и их качественная подача профессиональными журналистами, поставляющими репортажи с места событий, явно резонируют с настроениями части зрительской аудитории в Великобритании — а именно той, которой действительно интересно, как ведет себя Россия под руководством Владимира Путина.

Поэтому дебют и укрепление позиций RT в Великобритании представляют собой интересный случай для изучения факторов, определяющих выживание и рост СМИ в условиях зрелого медиарынка в эпоху великой технологической трансформации медиаплатформ.

Основной телеканал RT начал вещание в 2005 году. Вещатель был зарегистрирован как некоммерческая организация. «ТВ-Новости», компания-учредитель телеканала, получает финансирование от Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, - таким образом,  RT является общественным вещателем на госбюджете. Существуют английская, арабская, русская и испанская версии канала. Также есть американское бюро RT America, вещающее в США с 2010 года. По статистике самой телекомпании, зрительская аудитория RT насчитывает свыше 500 миллионов человек в 100 странах мира.

И вот я нахожусь в просторном светлом офисе RT, беседуя с корреспондентом Лорой Смит и Афшином Раттанзи, ведущим популярной программы Going Underground, о канале, о его программах и об обвинениях в пророссийском уклоне. Мои собеседники отвечают, что новостная подборка RT просто идет против течения сложившейся медиакультуры и что остальные каналы по большей части просто не заинтересованы в тех новостях, которые они освещают. Их выбор тем для сюжетов вовсе не ограничен принадлежностью к RT. «Мы не пересказываем бесконечные политические сплетни из Вестминстера, как делают многие другие каналы», - говорит Раттанзи. В своей программе он жестко, но беспристрастно и предметно анализирует актуальные темы дня – такие как последствия политики жесткой экономии в Европе или же дискуссию вокруг нашумевшего Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства.

Также совсем недавно команда RT мужественно защищала свой канал от критики Эндрю Лэка, нового главы Совета управляющих по вопросам вещания (BBG) - федерального агентства США, курирующего деятельность американских государственных телерадиокомпаний, вещающих за рубежом. В своем интервью газете «Нью-Йорк таймс» Лэк сказал: «Сегодня мы сталкиваемся с целым рядом вызовов. Есть, например, канал Russia Today, который проталкивает свою точку зрения, есть "Исламское государство" на Ближнем Востоке, есть такие группы, как "Боко Харам"».

Возмутившись, что представитель США в официальном заявлении упоминает «информационный телеканал, предлагающий свежий взгляд на происходящие в мире события» в одном ряду с «экстремистскими, террористическими группировками, жертвами которых стали тысячи человек», Маргарита Симоньян потребовала объяснения от Лэка, BBG и New York Times. «Журналисты – не террористы. Журналисты RT ежедневно рискуют жизнью, освещая события в Сирии, на Украине и в других горячих точках. Более того, корреспонденты RT зачастую оказываются мишенью тех самых террористов и экстремистов, с которыми их поставили на одну доску господин Лэк и New York Times, - сказала Симоньян. - Телеканал RT выражает свое возмущение тем фактом, что вновь назначенный директор Совета, являющегося, по сути, рупором Государственного департамента и, соответственно, правительства  Соединенных Штатов, делает подобные заявления и что такая "солидная американская газета" публикует подобные высказывания, не ставя их под сомнение и даже не пытаясь придать материалу объективности».

Быстрый ответный удар – это весьма характерная черта RT. В данном случае, на волне оплошности неуклюжего американского руководителя, телекомпания не упустила возможность заручиться поддержкой и защитить свою позицию – как в эфире, так и в Интернете – не только по данному вопросу, но и по поводу общей критики в адрес RT за необъективное вещание. Правда, в поддержку высказались лишь несколько значительных голосов: Объединение профессиональных журналистов США, Международный институт печати, WikiLeaks, а также Хавьер Коусо, левый депутат Европарламента. Влиятельные британские СМИ воздержались от высказываний против этого безответственного выпада в адрес профессионального информационного канала.

Однако, несмотря на поругания и критику, обрушившиеся на программное содержание телекомпании, пять основных каналов RT на YouTube набрали более двух миллиардов просмотров, обойдя остальные международные СМИ, согласно пресс-релизу канала. По числу просмотров RT опережает CNN в три раза, Al Jazeera – в 2,4, а Euronews – в 3,6 раза.

Также канал обгоняет всех своих конкурентов по совокупному числу подписчиков на YouTube — более 2,5 миллионов. Это в 5,2 раза больше, чем у BBC News.

Пятичасовой эфир эксклюзивных программ собственного канала RT из лондонской студии был создан  в такой период, когда отношения России не только с Великобританией, но и со всем западным миром стали хуже некуда вследствие украинского кризиса. Канал имеет репутацию орудия «мягкой силы» российского президента В. Путина. RT, несомненно, представляет российскую точку зрения на события, но это скорее преимущество канала, ведь он уравновешивает собой ярые антироссийские материалы, которые столь исправно публикуют прочие СМИ.     

Автор статьи: Парвати Менон, Лондон

*Так было сказано в оригинале. Бюджет RT значительно меньше, чем у ВВС (прим. RT).

Фото: Reuters

 

Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
Публикуем в Twitter актуальные зарубежные статьи, выбранные редакцией ИноТВ
источник
Frontline Индия Азия
теги
BBC Russia Today Великобритания Россия
Сегодня в СМИ
Загрузка...

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Загрузка...
Лента новостей RT

Новости партнёров

INFOX.SG