Al Jazeera Оригинал

Al Jazeera: Британцы забыли о беспристрастности, чтобы наказать RT

Британский медиарегулятор Ofcom проводит сразу несколько расследований в отношении RT, обвиняя его в нарушении принципа беспристрастности. Журналист Нил Кларк видит в этом проявление двойных стандартов: для начала очередного разбирательства против российского телеканала хватило всего одной жалобы телезрителя. В случае с британскими каналами для этого иной раз недостаточно и более двух тысяч жалоб.

В июне 2001 года королева Елизавета Вторая объявляет о новой инициативе правительства для регулирования теле- и радиовещателей, которые действуют в Великобритании.

ЕЛИЗАВЕТА ВТОРАЯ, королева Великобритании: Законопроект для создания единого регулятора для индустрии средств массовой информации…
 
В результате был создан Ofcom (Office of Communications) – независимое надзорное ведомство для мониторинга и наказания (в том числе) телекомпаний, которые не показывают должный уровень беспристрастности или демонстрируют предвзятое отношение.
 
ДЖИН СИТОН, историк СМИ, Вестминстерский университет: Ofcom – очень интересное творение, и очень интересен его успех как действующего регулятора. Он был создан, для того чтобы по-настоящему приглядывать, администрировать и выносить решение в двух областях. Во-первых, это коммерческая конкуренция между коммерческими вещателями. Во-вторых, он должен был следить за тем, чтобы доносимый до британской публики контент также соответствовал различным стандартам.
 
КЛЭР ЭНДЕРС, специалист по медиастратегиям: Его задача – защищать людей от оскорбительных, расистских или идеологически неясных материалов. Но, наверно, его самая значимая обязанность – воздействие на плюрализм, на многообразие голосов, которые следуют определенному набору хорошо известных правил на тему того, как преподносить информацию и как рассматривать факты.
 
Если бегло проследить за его последними расследованиями в отношении телеканала Channel 4, то можно увидеть несколько примеров. Есть штраф за предубежденное освещение событий в новостном репортаже, и еще один – за неподходящее время для подачи в эфир некоего «политического сегмента».
 
Вот и все, за что принимают карательные меры. Джон Сноу, многолетний ведущий новостей Channel 4, подвергся нападкам за якобы пропалестинский уклон в освещении событий в Газе в июле прошлого года.
 
ДЖОН СНОУ, ведущий Channel 4: …В густонаселенной городской местности, если вы решите стрелять ракетами, снарядами и прочим, то вы, без сомнения, убьете детей.
 
Но поскольку видеоролик не появился в эфире, а лишь был размещен в интернете, то Ofcom не смог предпринять никаких действий, несмотря на более чем тысячу жалоб.
 
На данный момент рассматриваются еще два дела Channel 4. Поступили жалобы по поводу предположительно предубежденного отношения во время телеинтервью с лидерами партий. А два месяца назад зрители пожаловались на политическую документальную драму, которая размывала грани между вымыслом и реальностью.
 
ДЖАСТИН ЛЬЮИС, Кардиффская школа журналистики: Если присмотреться к действиям Ofcom в отношении ведущих британских СМИ, то можно обратить внимание, что очень мало случаев, когда их наказывали за предвзятость. Есть мнение, что к британским каналам относятся определенным образом, потому что они свыклись с давними традициями непредубежденности, а потому непредубежденность – это принцип, который прочно укоренился в их методах работы.  
 
НИЛ КЛАРК, журналист и блогер: На мой взгляд, тут явно видны двойные стандарты. К примеру, 2736 представителей общественности обратились с жалобой в Ofcom по поводу программы Celebrity Big Brother на канале Chanel 5. Ofcom отказался от расследования. Один человек пожаловался на политическую программу RT (Russia Today) под названием Crosstalk – и Ofcom объявил о начале расследования.
 
В прошлом месяце началось уже пятое расследование в отношении RT. В этот раз оценивается степень беспристрастности антизападных комментариев о ситуации на Украине.
 
АНДРЕЙ БАБИЧ, участник программы Crosstalk: …Янукович не делал вообще ничего против Запада, и все равно его хотели убить.
 
Перед этим Ofcom вызывал редакторов финансируемого Кремлем новостного канала, после того как счел, что четыре сюжета об Украине нарушают принцип беспристрастности. 
 
Представитель Ofcom заявил в программе Listening Post*, что если RT вновь нарушит принцип беспристрастности, то «регулятор рассмотрит возможность применения дальнейших мер, в том числе санкций и штрафов».
 
А еще есть дело Press TV – телеканала, который финансирует иранское правительство.
 
НИЛ КЛАРК: Ситуация достигла критической точки в 2011 году, когда Press TV был оштрафован на 100 тысяч фунтов за трансляцию интервью с журналистом, который находился под арестом. И в итоге Press TV потерял лицензию на вещание. На Ofcom, боюсь, могли оказывать давление, чтобы он принял меры против Press TV. Я думаю, то же самое происходит и с RT. 
 
ДЖАСТИН ЛЬЮИС: Не думаю, что у нас есть набор обязательных правил и четкие критерии, определяющие то, что собой представляет беспристрастность. По-моему, отчасти это может быть связано с точкой притяжения. Можно утверждать, что у британских вещателей есть «встроенное» предубеждение в отношении определенных взглядов на мир.
 
Например, британский вещатель будет освещать тему британской королевской семьи не так, как освещает другие темы, потому что считает, что это часть британских культурных традиций. По-моему, он становится намного серьезнее, когда речь об экономике и экономических моделях.
 
ФЛО ФИЛИПС, журналист программы Listening Post: Отчасти проблема в официальном круге полномочий Ofcom. Он очень узкий. Во-первых, хотя он и может начать собственное расследование, но обычно ждет жалоб от общественности, прежде чем начинает что-либо делать. Ofcom не имеет права прикасаться к чему-либо, что размещено в сети, – в наш цифровой век это отбрасывает регулятора обратно в Средние века. В свете того, что его руководство прямо назначается текущим правительством, его непредвзятость часто ставится под сомнение. А есть еще вопрос двойных стандартов.
 
Ofcom может отозвать лицензию частного вещателя – даже такого, который передает сигнал из России или Ирана. Но он не может ничего сделать с крупнейшим мировым вещателем – ВВС, головной офис которого находится в Лондоне и который финансируется не правительством напрямую, а при помощи сбора на телевизионную лицензию (снимается с домохозяйства).
 
ДЖИН СИТОН: У ВВС давно существует хорошо узнаваемая и специфическая собственная система регулирования. Раньше ее называли «Руководством ВВС», теперь это «Траст ВВС». ВВС делает собственные ошибки, и именно это делает компанию «не относящимся к государству вещателем». Это делает ее вещателем, у которого есть связь с государством. Но, прежде всего, у него связь со всеми, кто за него платит, перед которыми он по-настоящему ответственен.
 
Не все с этим согласны. Начиная прямо с Мердоков. В 2009 году Джеймс Мердок – явный наследник медиаимперии своего отца – обрушился как на ВВС, так и на Ofcom.
 
ДЖЕЙМС МЕРДОК: …Неподотчетные организации, такие как «Траст ВВС», Channel 4 и Ofcom…
 
И любой политик знает, что Мердоки остаются весьма влиятельными.
 
КЛЭР ЭНДЕРС: И тогда Дэвид Кэмерон даже выступил с речью, где призывал упразднить Ofcom и отказаться от любого регулирования вещания в нашей стране. По-моему, ВВС проигрывает в непрекращающейся схватке, в которую превратились 35 лет доминирования Мердока в общественной дискуссии, в СМИ и роли BBC. Я думаю, есть безусловное единодушие по поводу: а) сбора на лицензию и б) важной роли ВВС в международном пространстве. Сегодня, по прошествии 5 лет, Ofcom собирает только аплодисменты.
 
Это не совсем правда. У Ofcom все еще есть критики. В своих политических манифестах, опубликованных на днях, каждая из партий изложила совершенно разные представления о будущем медиаиндустрии.
 
Планы по поводу Ofcom вряд ли можно считать определяющей темой в нынешних британских выборах. Но пока британцы двигаются в сторону избирательных участков, Ofcom будет пристально следить за тем, как освещаются выборы. А другие будут следить за тем, чем результаты выборов обернутся для самого регулятора.
 
Дата выхода в эфир 26 апреля 2015 года.
 
 
*Телепередача канала Al Jazeera, посвященная работе мировых СМИ (прим. RT).

 

Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
Публикуем в Twitter актуальные зарубежные статьи, выбранные редакцией ИноТВ
источник
Al Jazeera Катар Азия
теги
BBC Russia Today Великобритания телевидение
Сегодня в СМИ
Загрузка...

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Загрузка...
Лента новостей RT

Новости партнёров

INFOX.SG