Guardian Оригинал

Guardian: Бывший критик Кремля сменил политический курс и запускает телеканал в Донецке

Андрей Бабицкий успешно сотрудничал с Radio Free Europe/Radio Liberty, пока критиковал политику Москвы в Чечне. Однако, как только он поддержал присоединение Крыма к России и стал освещать преступления украинских военных, его уволили из редакции. Теперь Бабицкий планирует создать в Донецке новый независимый телеканал, на котором не будет ограничений в обсуждении политических вопросов, пишет Guardian.
Guardian: Бывший критик Кремля сменил политический курс и запускает телеканал в Донецке

Андрея Бабицкого в России заклеймили предателем за то, как он освещал войны в Чечне. Так почему же он поддерживает пропутинские взгляды на Украине?

В офисе неподалеку от площади Ленина в Донецке небольшая группа журналистов планирует запуск нового телеканала, который будет располагаться в самопровозглашенной Донецкой народной республике.  
 
Учитывая поляризацию мнений в СМИ вокруг конфликта на востоке Украины, неудивительно, что в поддерживаемом Россией государственном образовании запускают новый канал. Куда удивительнее журналист, который его возглавит – Андрей Бабицкий, которого в России многие годы обвиняли в предательстве своей страны.
 
По словам Бабицкого, в Донецк его привело глубокое чувство несправедливости по поводу того, как конфликт на востоке Украины освещают на Западе. В прошлом году его уволили с  Radio Free Europe/Radio Liberty, где он проработал длительное время. По его словам, причиной тому стали его репортажи об Украине.
 
«Я думаю, ситуация во многом изменилась с тех пор, как между Россией и Западом вспыхнул конфликт. И во многом Radio Liberty, которое долгое время было журналистской организацией, стало инструментом пропаганды», - заявил Бабицкий в недавнем интервью в Донецке.
 
Популярность Бабицкому принесли выдающиеся и смелые репортажи из Чечни во время двух войн, которые вела Россия, чтобы вернуть себе контроль над республикой. Считалось, что в своих репортажах для Radio Liberty он глубоко симпатизировал борьбе чеченцев. В начале 2000-х годов во время первых месяцев президентства Владимира Путина Бабицкого похитили российские военные, и он пропал на многие недели. Когда его, наконец, выпустили, он покинул Россию.
 
«Мое лицо слишком легко узнавали, у меня сложилась неоднозначная репутация, стало невозможным работать в России журналистом», - говорит он. Бабицкий обосновался в Праге, где продолжил работать на RFE/RL. В 2005 году он вернулся в Чечню, чтобы взять интервью для американского телеканала ABC у лидера боевиков Шамиля Басаева, который скрывался в горах и взял на себя ответственность за несколько терактов, в том числе захват школы в Беслане. Российские власти были в бешенстве и запретили телеканалу вещать на территории России.
 
«После интервью с Басаевым каждый раз около двух-трех лет у меня возникали проблемы, когда я приезжал в Россию: меня задерживали, допрашивали. Помню, однажды у трапа меня встретила группа людей. Меня потащили прямо в кабинет следователя. Но примерно к 2011 году интерес ко мне потух, и я приезжал и уезжал безо всяких проблем». 
 
Бабицкий продолжил сотрудничать с RFE/RL, сетью радиостанций и новостных сайтов, спонсируемой американскими властями и вещающей на территорию Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Он работал на радиостанцию еще до распада СССР, и когда покинул Россию, он сначала освещал Южный Кавказ, а недавно переключился на Украину.
 
По его словам, прошлогодняя статья, в которой он выступил за аннексию Крыма Путиным (или, как он назвал это, «решение Путина поддержать население Крыма»), вызвала немало споров. Еще больше трудностей вызвали его репортажи с Восточной Украины.  
 
«Я снял на видео эксгумацию тел людей, застреленных членами [проукраинского добровольческого] батальона «Айдар». Видео было сильно отредактировано и вызвало ужасный скандал. Украинская служба сказала, что меня с подобными взглядами не следует отправлять на Донбасс».
 
В сентябре 2014 года Бабицкого уволили. По официальной версии – из-за реорганизации штата, но сам журналист убежден, что неофициальной причиной его увольнения после того, как он проработал на сеть более двадцати лет, послужила его позиция по событиям на Украине.
 
Представитель RFE/RL Мартинс Званерс заявил, что, хотя организация не вправе обсуждать подробности дела Бабицкого, было бы «совершенно неверно» утверждать, что он был уволен из-за личных взглядов. Званерс также отрицает предвзятость станции в освещении событий на Украине.
 
«Журналистская репутация RFE/RL как достоверного средства массовой информации слишком важна для нас, чтобы искажать освещение любой темы так, чтобы нельзя было проверить с помощью фактов на месте событий», - сообщил Званерс Guardian.
 
Два сотрудника редакции Radio Liberty заявили, что не верят в искажение редакционной политики по Украине, но еще один рассказал, что возможны расхождения между англоязычной и местными службами вещания.
 
«Такое ощущение, что украинская служба Radio Liberty очень влиятельна, и освещение конфликта стало довольно-таки однобоким, - поведал изданию журналист, пожелавший остаться анонимным. – Считаю, что с Андреем обошлись крайне несправедливо».
 
Конфликт на Украине вылился в ожесточенные споры о его освещении в различных СМИ. Российские государственные телеканалы, которые смотрят многие жители Восточной Украины, посвятили часы эфирного времени конфликту. Эти каналы обвиняют в фальсификациях и разжигании ненависти.
 
В июне органы госбезопасности [Донецкой народной] республики задержали и избили на подконтрольной сепаратистам территории журналиста Павла Каныгина из российской независимой «Новой газеты». Наталье Антелаве из BBC отказали в аккредитации для работы в республике после того, как она обвинила сепаратистов и российское телевидение в фабрикации истории о смерти 10-летней девочки.

Многие комментаторы обвиняют Кремль в ведении «информационной войны», в использовании «уток» и отредактированных фотографий для искажения реальных событий.   
 
Впрочем, Бабицкий уверен в предвзятости освещения конфликта западными СМИ, которые делают упор на российскую агрессию, игнорируя местную специфику. Свой новый проект он называет «независимым внутренним каналом, который заполнит новую нишу». Он будет называться «Диалог», и главная идея проекта – вести переговоры между Донецком и остальной Украиной.
 
«Мы хотим перейти от языка ненависти к анализу, попытаться дать слово другой стороне», - утверждает Бабицкий. Он настаивает на том, что канал никак не связан с властными структурами самопровозглашенной Донецкой народной республики, а весьма скромное финансирование проект получил от местных предпринимателей. Он планирует нанять примерно 6 человек, чтобы канал заработал в течение месяца.   
 
«Люди должны оставаться людьми в любых условиях. Во времена войны этого сложно добиться. Ненависть к врагу искажает чувства, и нам нужно услышать взвешенные мнения».
 
На новом канале, по словам Бабицкого, не будет ограничений в обсуждениях политического решения кризиса. Впрочем, он уклонился от ответа на вопрос, можно ли будет свободно критиковать командование сепаратистов.
 
Что касается его собственного жизненного пути, то Бабицкий утверждает, что нет ничего удивительного в том, что тот, кого некогда многие россияне считали предателем, сейчас поддерживает прокремлевскую позицию.
 
«В то время я сочувствовал чеченцам, так как я считал, что если эти люди хотят жить по своим традициям и отделиться от России, то они должны иметь право на это. Возможно, нам стоило прислушаться к тем настроениям и не убивать стольких людей», - говорит он.
 
«Так же и здесь. Думаю, Россия играет значительную роль, но причины следует искать не в России, а внутри [Украины]. Это – гражданская война, в которой интересы двух частей Украины, которые считают себя принадлежащими к разным культурным традициям, сталкиваются друг с другом».
 
Автор: Шон Уокер
 

Дата публикации 10 июля 2015 года.

 

Фото Reuters

 

источник
Великобритания Европа
теги
Донецк журналист Россия СМИ телевидение телеканал Украина Чечня

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Лента новостей RT

Новости партнёров

INFOX.SG