Der Tagesspiegel Оригинал

Путинское медиа-оружие массового поражения

Телеканал RT призван разрушить «англосаксонскую монополию в СМИ», представляя российскую точку зрения на мировые события. И стратегия эта работает, пишет Der Tagesspiegel. Как отмечает немецкое издание, смесь «антиамериканизма, намеков на теории заговора и беззастенчивой сексуальности» делает RT одним из важнейших игроков среди мировых СМИ.
Путинское медиа-оружие массового поражения
AFP PHOTO/ POOL/ YURI KOCHETKOV

Раньше – Russia Today, сегодня – RT. Но цель этого канала, вещающего на зарубежье, осталась прежней: составить конкуренцию BBC и CNN. Президента это порадует.

На RT все по-другому. И даже на часах, которые задают такт на телеканале, время установлено не московское. Висят они в здании, которое находится на окраине Москвы, и показывают время в Лондоне и Нью-Йорке, то есть в тех городах, которые, по мнению российского правительства, отвечают за «англосаксонскую монополию в СМИ». RT же призван эту монополию нарушить.
 
На RT, этом новом медийном оружии Кремля, все кажется новым. И помещения редакции действительно таковы. Переезд в здание бывшей чайной фабрики, расположенное в стороне от суеты городского центра, продолжается. Техники монтируют последние баннеры в спокойно-зеленых тонах – этот невинный цвет выбран корпоративным. Имя тоже новое. Раньше канал назывался Russia Today. Однако это название слишком сильно ассоциировалось с Россией, что оказалось вредно для дела. Хотя RT и основали в 2005 году, к мысли о том, что российское правительство транслирует свои взгляды по всему миру на английском, а с недавних пор еще на испанском и арабском, кажется, нужно еще привыкать.
 
Новаторский подход ко всему не мог не сказаться и на структуре персонала. Генеральный директор канала Алексей Николов подчеркивает: «У нас самый молодой ньюсрум в мире. Это большое преимущество». В просторном кабинете этого человека, который с виду напоминает председателя совета директоров ZDF, только более энергичного, рядом с дверью стоят клюшка для гольфа и «калашников» с примкнутым штыком. «Ваше собственное оружие?» «Нет, - отвечает он серьезно, - это подарок, но я с таким тоже побегал». Сомнений в том, что он прыгнет в любой медийный окоп, который ему укажет Кремль, нет. «Мы сообщаем людям новости, которые без нас они бы не узнали».
 
Николов, как и другие сотрудники, открыто и с радостью отмечает, что по всем важным вопросам позиция RT совпадает с официальной точкой зрения правительства. Подход в стиле «лучшая защита – это нападение» должен защитить RT от обвинений в недостаточной объективности, которой, по мнению канала, все равно нигде нет. В то время как Николов провожает гостей дальше, в кабинет главного редактора Маргариты Симоньян, мой взгляд падает на старинную пишущую машинку. В нее вставлен лист бумаги, на котором написано: «Кошмар АНБ».
 
Симоньян только что вошла, на ней свободная одежда синего цвета («Из-за ребенка, – поясняет она, – пришлось торопиться»). Самое заметное украшение – православный крест на шее. Для российской женщины, которой всего 33, она одета сенсационно скромно.
 
Более дюжины экранов мелькают в ее кабинете единым новостным потоком. «Мы не должны улучшать образ России, мы должны передавать лишь точку зрения нашей страны», – заявляет Симоньян. Говорит она четко, воинственно, а когда ей задают острый вопрос, то она поднимает брови в готовности нанести ответный удар.
 
Кремль не дает
 
- Российское правительство выделяет RT 300 миллионов долларов. Сколько процентов от этой суммы окупаются?
- Около пяти процентов, - отвечает она.
- Закроют ли RT, если к власти придет оппозиция?
- Понятия не имею, спросите у оппозиции.
- Почему RT не вещает на русском?
- Кремль не дает.
 
В России было много разговоров на тему того, что во главе такого амбициозного проекта встала тогда еще 25-летняя Симоньян. Даже если в то время она и была для этого слишком молода, теперь она вполне «вросла» в эту роль. Когда ассистентка приносит кофе, Симоньян напоминает ей, чтобы в ее офисе снова повесили карту мира, которая так и не добралась до нового здания во время переезда. Ассистентка негромко объясняет, что на новой стене та карта смотреться будет плохо, но обещает, что обязательно в ближайшее время все исправит. Симоньян снова оборачивается, возвращается к начатой теме, к своему каналу: «Когда в Сирии падает американский беспилотник, все говорят о беспилотнике. Мы же обращаем внимание на 13 человек, которых он в тот же день уничтожил».
 
Когда речь заходит о войне 2008 года между Грузией и Россией, Симоньян тут же просит принести статью из Spiegel, где четко написано, что первый выстрел сделали войска грузинского президента Саакашвили. Эта пятидневная война стала драматичным эпизодом для России, так как военный конфликт закончился настолько же очевидной победой, насколько очевиден был проигрыш в информационной «войне картинок». Хотя комиссия ЕС позже и пришла к выводу, что развязала войну Грузия (после многочисленных провокаций со стороны России), все же выпуски CNN и BBC строились по сценарию Саакашвили. Роль, которую RT призван играть в глобальном медиа-мире, становится понятной лишь в контексте этого поражения.
 
Официальная позиция RT заключается в следующем: указывать на то, что «одинаковая история на 20 различных каналах ничего не дает». Этот соус согласия, в котором плавают все западные каналы, лучше всего приправлять «русской точкой зрения». На увеличение аудитории эта стратегия, кажется, работает. RT стал первым телеканалом в истории, который собрал на YouTube более миллиарда просмотров. В большинстве крупных городов США из иностранных каналов с RT может соперничать лишь почтенный BBC. В Вашингтоне, к примеру, передачи Deutsche Welle привлекают к экранам в десять раз меньше зрителей.
 
Смесь антиамериканизма, намеков на теории заговора и беззастенчивой сексуальности делает RT первым после Al Jazeera глобальным медиа-игроком среди неанглосаксонских СМИ. RT удалось ловко и искусно осуществить следующее: они привлекли легендарного американского мастера ток-шоу Ларри Кинга, сделали собственную передачу для основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа, а подробное освещение нью-йоркских протестов Occupy Wall Street удостоилось номинации на премию «Эмми».
 
RT уже породил собственных звезд, например, Эбби Мартин. Эта женщина известна тем, что использует в эфире нецензурную лексику, выглядит как модель, ведет себя как панк, а ее передача Breaking the Set завоевывает в США все больше фанатов. Во время заставки перед началом передачи Мартин разбивает телеэкран. Посыл заключается в том, что RT приступил к разрушению старых идей и стереотипов.
 
Большинству сотрудников московского бюро такие экстравагантные вещи чужды. Они делают новости для российского канала, который в России – кроме немногих переводных статей в интернете – не представлен, а значит, не существует и в сознании большинства россиян. Работающей тут молодежи это не мешает. Один из техников объясняет, что политика его не волнует, показывает на огромную зеленую комнату, полную камер, и говорит: «Это современнейшая техника. Мы тут «Аватара» можем переснять». Одну молодую девушку-редактора мы спросили, не хочется ли ей иногда снять антипутинский репортаж. «Нет. Многие каналы в мире это и так уже делают».

 

Дата публикации 07 декабря 2013 года.

Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
В нашем паблике в VK самые свежие статьи и сюжеты зарубежных СМИ
источник
Der Tagesspiegel Германия Европа
теги
Russia Today Владимир Путин Маргарита Симоньян пропаганда Россия телевидение
Сегодня в СМИ
Загрузка...

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Лента новостей RT

Новости партнёров

INFOX.SG

Загрузка...