El Confidencial Оригинал

El Confidencial: RT на испанском — путинская фабрика новостей, где культивируют ненависть к Западу

Вместо того чтобы писать хорошее о России, Russia Today занимается тем, что пытается подорвать демократию в западных странах и их учреждениях, настраивая население против правительств, считают журналисты испанской El Confidencial.
El Confidencial: RT на испанском — путинская фабрика новостей, где культивируют ненависть к Западу
Просмотр канала Russia Today (RT) похож на увлекательное, затягивающее катание на американских горках, которые взмывают к высотам журналистского мастерства и всего через несколько минут низвергаются во мрак теорий заговора. В новостных программах телеканала абсолютно естественным образом соседствуют гипотеза о том, что вирус лихорадки Эбола был создан в военной лаборатории США, безупречный сюжет о давно забытом конфликте в Африке, беззастенчивая пропаганда российских интересов в Сирии, бесстрастный репортаж из Парижа и выдумки о появлении сатаны в Аризоне. Один журналист, долго проработавший в России, называет RT «шедевром постправды» и в то же время примером успеха стратегии «мягкой силы», снискавшим огромную популярность в интернете.
 
Хотя в начале своей истории RT был исключительно англоязычным, теперь у него есть свои телеканалы и онлайн-платформы на шести языках. А с 2009 года RT вещает и на испанском языке. Подготовка новостей ведётся в центральном офисе RT на московской улице Боровая в непритязательном здании, задние окна которого выходят на железную дорогу, находящемся в 15 минутах поездки на метро от центра города. Издатели и шеф-редакторы почти все русские, работают на канале плечом к плечу с обширной сетью испаноязычных журналистов и корреспондентов. Вместе они создают хорошо продуманную сетку телевещания, рассчитанную на латиноамериканского и в меньшей мере на испанского зрителя. «Успех канала заключается в том, что те, кто смотрит новости по телевизору или читает их в Facebook, узнают об интересных, необычных фактах, рассказанных теми, кто находится рядом с ними, например, в Боготе или Хаэне, и при этом грамотно поданных под критическим углом зрения. Многие из тех, кто смотрит и читает эти новости, даже не догадываются, что RT финансируется российским правительством»— отмечает бывший сотрудник телеканала.
 
Редакционная политика постоянно развивается, приспосабливаясь к публике, с учётом языка и текущего момента. «Очень интересно сравнить, как RT освещает тему беженцев на испаноязычном канале и на немецкоязычном сайте»— размышляет Николас де Педро, главный исследователь Барселонского центра международных отношений (CIDOB)  по постсоветскому пространству. «Согласно публикациям RT на немецком языке, ЕС поступает плохо, впуская людей, которые разрушат сообщество изнутри. Но испаноязычный канал, аудитория которого несколько иная, более левого толка, делает акцент на том, что ЕС допускает, чтобы иммигранты тонули в Средиземном море, и называет его несплочённой организацией, предающей свои собственные ценности».
 
Несмотря на то что некоторые иностранные аналитики подозревают, что соответствующие цифры «накручены», благодаря своей стратегии RT добился несомненного успеха в интернете. Аккаунт телеканала в Twitter, например, насчитывает более 2 млн подписчиков, среди которых неактивны лишь около 15%, что говорит о том, что канал не «покупает» их или, во всяком случае, «купленных» подписчиков не так много. Если верить данным об аудитории канала, показатели его популярности превышают аналогичные цифры англо- или испаноязычных каналов других стран, также желающих увеличить свою «мягкую силу» и укрепить свои позиции на международной арене, — таких как Япония, Китай или Германия. «Сегодня наши конкуренты — это не государственные телеканалы разных стран, а международные, например CNN или Al Jazeera», — утверждает один из репортёров, работающих на RT в настоящее время.
 
Что привлекает испанских журналистов
 
В одном из своих интервью по электронной почте Виктория Воронцова, директор телеканала (RT) на испанском языке, заявила следующее: «RT смотрят около 70 млн человек в 38 странах мира. В 10 европейских странах, включая Испанию, наша еженедельная аудитория составляет 36 млн зрителей. RT на испанском языке входит в государственную телевизионную сеть в Аргентине и Венесуэле. Кроме того, наши передачи включены в программу государственных телеканалов Эквадора, Боливии, Перу, Мексики и других стран Латинской Америки».
 
«По моим впечатлениям, в Латинской Америке сложился достаточно позитивный образ России как противовеса США, поэтому имеет смысл использовать данную ситуацию», — говорит де Педро. «Речь идёт о сотнях миллионов потенциальных зрителей. В первую очередь это жители стран, с которыми Кремль связывают давние исторические отношения, это Куба и Никарагуа. В случае с другими странами, такими как Венесуэла и Аргентина, имеет место заметное сходство (политической) повестки дня».
 
Ежемесячное количество просмотров публикаций на сайте RT на испанском языке доходит до 24 млн. Из них 15% приходится на Испанию, в значительной мере — через социальные сети. Канал RT на YouTube также пользуется огромной популярностью. «Мы лучшие среди неанглосаксонских новостных телеканалов по онлайн-аудитории. Своей популярностью мы обязаны нашему молодому, разнообразному и предприимчивому коллективу, который с самого начала понял, что сегодня способы и формы передачи новостей не такие, какими они были 10 лет назад», — говорит Воронцова.
 
Согласно заявлениям бывших и настоящих сотрудников (RT), в редакции (телеканала) не чувствуется атмосфера уныния и безразличия или недостатка информации, свойственных государственным СМИ таких стран, как Китай. На RT работают 2 300 человек из 40 стран, чьи зарплаты вполне сопоставимы с зарплатами в самых щедрых испанских СМИ. В тот момент, когда эта сфера деятельности особенно пострадала от кризиса, десятки молодых испанских журналистов нашли работу по своей специальности в Москве. И хотя мы не располагаем официальными данными, венгерский исследовательский институт подсчитал, что Москва выделяет 370 млн евро в год на СМИ, работающие на зарубежную аудиторию, RT в их числе.
 
Во время подготовки данного репортажа телеканал запретил своим сотрудникам общаться с иностранными СМИ, по этой причине ни один из них не дал согласия на публикацию своего имени. В то же время ни один из наших собеседников не дал негативной оценки телеканалу. Некоторые вежливо отказались отвечать на вопросы, мотивируя это тем, что сказанное ими будет неверно истолковано, поскольку всё, что пишет западная пресса, имеет явно русофобский уклон и им не хотелось бы принимать в этом участие. Часто в качестве аргумента мы слышали от них фразу о том, что Russia Today «не делает ничего такого, чего не делал CNN».
 
По словам журналиста, который уже несколько лет работает в России, на RT «есть хорошие журналисты, которые считают несправедливым освещение многими англосаксонскими СМИ событий, связанных с Россией. И так оно и есть на самом деле. Таким образом, они создают сообщество своих последователей из числа тех, кто выступает против системы во всём мире. Они достаточно умны и профессиональны; хорошо, если бы в Испании мы научились так же хорошо продвигать «мягкую силу». Их цель не восхваление России, а указание на проблемы, существующие в остальном мире. Они выставляют в негативном свете все страны, с которыми Россия находится в конфликте. Можно сказать, что в этом заключается их редакционная политика. В случае с RT на испанском языке они стараются говорить плохо о Мексике и хорошо — о Венесуэле; плохо о Колумбии и хорошо — о Кубе; и, естественно, плохо о США и Соединённом Королевстве».
 
Зачем нужен канал RТ?
 
Российское правительство основало Russia Today в 2005 году по образу и подобию международных каналов, созданных во многих странах мира (от Японии и Китая до Великобритании, Германии, Ирана или Испании). Доклад о СМИ канала BBC описывает его основание так: «Вероятно, они хотели последовать модели, установленной международными западными каналами, такими как CNN или BBC. Новостные выпуски не содержали полемики, а основная часть остального времени вещания была посвящена выполнению изначальных задач: обзор российской культуры, истории и географии для иностранной аудитории».
 
Вскоре руководство пришло к выводу, что данная формула не только не привлекала аудиторию, но и не способствовала интересам страны. В 2008 году во время войны в Грузии было принято решение об изменении модели. Корпоративный логотип стал содержать инициалы «RТ», и появился слоган: «Задавай больше вопросов». Согласно докладу BBC курс стал направлен на приоритет «чистой, эмоциональной и лживой пропаганды»
 
Воронцова озвучивает позицию канала в ответ на данную критику. Она утверждает, что канал не зависит от Кремля с редакционной точки зрения и что в их действиях нет ничего, чего бы не было в деятельности других каналов, финансируемых из государственного бюджета, в том числе BBC или RTVE. «Мы представляем критическую точку зрения на важные темы, редко рассматриваемые с такой позиции в мейнстримовских СМИ, которые допускают лишь ограниченный ряд мнений. Это просто хорошая журналистская работа. Наша стратегия предполагает вызов медийно-политическому истеблишменту, который в течение долгого времени поддерживал информационную монополию и в результате пытается заклеймить, проигнорировать или заглушить мнения оппонентов». Это не та пропаганда, которая существовала в советское время, и не та, что транслируется сегодня по телевидению в Китае, Иране или Северной Корее.
 
Сравнение с CNN International или BBC не имеет оснований, ведь несмотря на то, что данные каналы также защищают интересы соответствующих стран и показывают мир с перспективы Вашингтона или Лондона, они позволяют себе в различной степени критиковать собственные правительства. Примером может служить подробное и полное критики освещение расовых беспорядков в Миссури. «Я бы без сомнения назвал их действия пропагандой, хотя она и не похожа ни на ту, что существовала в советское время, ни на ту, что транслирует телевидение в Китае, Иране или Северной Корее», — заявляет американский журналист Кэйси Мичел, который отслеживал англоязычную версию канала в течение нескольких месяцев в 2015 году. «RТ — это современная, хитроумная пропаганда XXI века, возможно, это лучший пример таковой», — утверждает он.
 
Глеб Павловский, политический консультант, работавший на предвыборных кампаниях Путина, утверждает, что «разница между пропагандой в СССР и в новой России в том, что в советское время понятие правды было очень важным. Даже когда они лгали, то старались продемонстрировать, что то, что они говорят — «правда». А сейчас никто не пытается демонстрировать «правду». Ты можешь сказать всё что угодно. Создавать свою реальность». Описывая данный канал, Дэйвид Ремник, бывший корреспондентом в Москве в конце советского периода, а в настоящее время — редактор престижного издания The New Yorker, отмечает: «RТ заставляет аудиторию поверить в сенсацию: а русские-то оказывается в чём-то правы!»
 
Постмодернистская пропаганда?
 
Падение самолета компании Malaysian Airlines, выполнявшего рейс MH17, на востоке Украины в июле 2014 позволяет понять, как работает российская постмодернистская пропаганда. Хотя нельзя утверждать наверняка, большинство международных экспертов, расследовавших данный вопрос, считают, что виновниками были пророссийские повстанцы, которые сбили его по ошибке, приняв за военный украинский самолет.   
 
Тем не менее RT (как и все остальные российские СМИ) с самого начала утверждал, что крушение самолёта дело рук украинских или, возможно, американских военных. Всего лишь за одну неделю новостной портал успел опубликовать множество противоречащих друг другу версий: сначала они объявили, что он был сбит украинской ракетой, которая на самом деле метила в личный самолёт самого президента Путина, пролетавший там примерно в то же время. Затем они намекнули, что поблизости были замечены украинские истребители и это могли быть они. И в заключение выдвинули самую невероятную конспирологическую гипотезу: в этом самолёте находилось много медицинских экспертов по борьбе со СПИДом, которые готовились открыть миру вакцину против этого заболевания, и это могло стать причиной крушения.
 
Ещё большим сюрпризом стала публикация интервью с так называемым авиадиспетчером из Испании по имени Карлос (ник в Twitter — @spainbuca), который утверждал, что работал в аэропорту Борисполя в тот момент, когда произошла катастрофа, и что в крушении, скорее всего, виновны украинцы. Однако вскоре обман был раскрыт: киевские власти подтвердили, что согласно закону только граждане Украины могут работать авиадиспетчерами на территории этой страны. 
По данным посольства Испании на Украине, никто из испанской общины не был знаком с Карлосом. А его аккаунт был более чем подозрительным: тот же самый тип буквально за два месяца до этого дал интервью RТ, в котором рассказал, как ему пришлось бежать с Украины из-за угроз со стороны защитников «майдана» за то, что он не побоялся высказать своё пророссийское мнение по этому вопросу.
 
«Даже когда стало понятно, что это утка, они всё равно продолжали цитировать его, как если бы это был достоверный источник», — говорит де Педро, главный исследователь барселонского Центра международных отношений (CIDOB), эксперт по проблемам постсоветского пространства. «Ну хорошо, тебе могут навязать фальшивую историю, когда ты находишься в спешке, но если это так, то самая нормальная реакция — попросить извинения, особенно если интервью транслировалось в лучшее эфирное время. Однако они долгое время продолжали муссировать тему».
 
Информационная война
 
Маргарита Симоньян — тот самый человек, который с самого начала возглавляет группу RТ. Это молодая блестящая журналистка армянского происхождения, представительница нового среднего класса в России (дочь мастера по ремонту холодильников и домохозяйки), которая некоторое время изучала английский язык в Бристоле. Получив диплом журналиста, она сделала стремительную карьеру, освещая самые трагичные моменты недавней российской истории, такие как, например, вторая чеченская война или захват школы в Беслане. Она родилась в 1980 году, и ей поручили руководить проектом, когда ей было всего лишь 25 лет. Кроме того, она пользуется доверием Путина, который по крайней мере один раз посылал ей цветы в её рабочий кабинет.
В одном интервью российскому СМИ («Афиша») Симоньян довольно открыто и искренне рассказала о приоритетах канала RT. «Важно, чтобы был канал, к которому бы люди привыкли, который бы им нравился, и вот когда надо, ты им показываешь то, что надо. В каком-то смысле не иметь своего иновещания — это всё равно что не иметь министерства обороны. Когда войны нет, оно вроде как и не нужно. Но когда война есть, это прямо критично».
 
Отрывки из этого интервью фигурируют в докладе, с помощью которого ЦРУ пыталось доказать деятельность России по дестабилизации США и её участие в победе Дональда Трампа на выборах. В этом докладе RT отведена ведущая роль (целых шесть страниц). Сам доклад содержит обвинения, которые не представляют ничего особенного и которые можно было бы экстраполировать на многие другие медийные проекты, финансируемые из государственного бюджета, такие как, например, конгломерат «Голос Америки», проплаченный США.
 
В отчёте также говорится о попытках RT перенести на другие страны те же самые вопросы, которые англосаксонские СМИ поднимают в отношении качества российской демократии, или о том, как канал освещал деятельность движения Occupy Wall Street.
 
Обо всём, кроме России
 
Одна из причин успеха RT, по общему мнению экспертов и бывших сотрудников канала, в том, что канал предпочитает рассказывать об остальном мире, вместо того чтобы уделять основное внимание делам России, решая, таким образом, одну из старых проблем пропаганды, связанных с привлечением зарубежной аудитории. «RT не наводит на людей скуку, рассказывая о том, какая хорошая Россия, а занимается тем, что разъясняет, какие плохие США», — делают вывод вышеупомянутые лица. «Они преследуют две цели. Первая  вызвать недоверие западной аудитории к своим собственным общественным структурам», — заявляет Кейси Мичел. «Вторая — создать путаницу. Поэтому RT не лжёт постоянно. Периодически встречаются относительно прямое враньё и вымысел в отношении вопросов, связанных с Россией и другими странами, как, например, с Украиной и Грузией или группами, которым оказывается поддержка».
 
«RT усердно защищает российскую политику, и это вполне ожидаемо. Что значительно хуже, по моему мнению, так это то, что они продвигают кампании по дезинформации или сами принимают в них активное участие. Именно поэтому я не считаю канал обычным средством массовой информации, как, например, CNN или Al Jazeera. Дезинформировать — не значит предлагать другую точку зрения, давать слово иным людям или неизвестным экспертам. Это означает распространять заведомо ложную информацию, потому что их единственная цель заключается в использовании информации как оружия, позволяющего подточить силы того или иного противника, — говорит де Педро. — В этом заключается особенность RT, которой я не наблюдаю у других каналов. Это не совсем пропаганда. В Испании это несколько трудно объяснить, потому что наша медийная сфера находится под сильным влиянием частного мнения, телевизионных дискуссий, а наши СМИ довольно субъективны. Но в этом смысле они пошли ещё дальше».
 
В Испании это несколько трудно объяснить, потому что наша медийная сфера находится под сильным влиянием частного мнения, телевизионных дискуссий.
 
В жертву этой задаче приносится как согласованность редакционной политики, так и сама позиция российского правительства. «Традиционная пропаганда страны, выступающей против однополых браков, была бы направлена на то, чтобы критиковать или осуждать их во всем мире. RT может защищать их на одном языке и осуждать на другом. А так как российские зрители не смотрят канал, это не может их возмутить. Речь идёт не столько об одной редакционной политике, сколько об общем подходе к тому, что они делают», — объясняет европейский дипломат, находящийся в Москве.
 
«Это очень изощрённая пропаганда, в значительной степени основанная на создании путаницы, очень современная, склонная переворачивать всё с ног на голову», — утверждает журналист с большим опытом работы в России. «Могу ошибаться, но я никогда не видел, чтобы они давали опровержения. Это, с моей точки зрения, один из главных признаков того, что речь идёт не о средстве массовой информации, а об инструменте пропаганды. Они заинтересованы не в том, чтобы говорить правду, а в том, чтобы продвигать свою версию событий», — отмечает Мичел.
 
В декабре 2015-го RT ответил на критику со стороны американских СМИ, выпустив гениальное сатирическое видео под названием «Смотрите, как на самом деле работает проклятый рупор кремлёвской пропаганды». В этом ролике Симоньян прогуливается по редакции в меховой шапке, в советских застенках живут иностранные сотрудники, на подложном фоне снимают военные сюжеты, ведущий сидит за столом в наручниках под присмотром охранника, угрожающего ему пистолетом, медведь управляется с чемоданом, полным денег, а Путин лично присматривает за всем на видеокадрах, изготовленных при помощи монтажа. В конце видео на экране появляются высказывания американских политиков и журналистов с жёсткой критикой в адрес RT и ответ канала: «Мы будем злить их и дальше». Этим они и занимаются.

Авторы Анхел Вилларино и Д. Ириарте. 

Дата публикации 15 января 2017 года.

Фото: РИА Новости
Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
Публикуем в Twitter актуальные зарубежные статьи, выбранные редакцией ИноТВ
источник
El Confidencial Испания Европа
Сегодня в СМИ
Загрузка...

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Загрузка...
Лента новостей RT

Новости партнёров

INFOX.SG