Der Freitag Оригинал

der Freitag: RT Deutsch – СМИ правых?

RT Deutsch часто обвиняют в том, что этот канал, финансируемый российским государством, занят не журналистикой, а пропагандой, информацию преподносит искаженную и склонен к теории заговоров, отмечает обозреватель der Freitag. Но стоит взглянуть на содержание так называемых качественных СМИ, и окажется, что их уровень ничем не лучше, считает автор.
der Freitag: RT Deutsch – СМИ правых?

Исследование СМИ. RT Deutsch, финансируемый Россией телеканал, постоянно подвергается критике: утверждается, что он правый и придерживается теории заговора. Но поступают ли его критики лучше?

Газета Frankfurter Rundschau, по собственным словам, ведет расследовательскую деятельность. Поэтому она перечисляет своим читателям медийных «суфлеров» правых сил. По словам FR, к ним относится ежемесячный журнал Compact, портал PI-News, выходящий два раза в месяц журнал Sezession, школьный журнал Blaue Narzisse из города Хемниц, сайт Einprozent и еженедельная газета Junge Freiheit.

Однако в этом списке приводится и российский канал RT Deutsch, филиал Russia Today, ведущий вещание в интернете с 2014 года: «RT Deutsch нельзя однозначно назвать правым СМИ, но он предоставляет платформу для таких правых первопроходцев, как бывший радио-ведущий и активист организации Querfront (Третий путь”) Кен Йебсен, или Юрген Эльзэссер. Российский канал, рассчитанный на заграницу, размещает на своей немецкой странице на YouTube материалы, которые якобы показывают точку зрения за пределами мейнстрима”. RT в режиме реального времени транслирует митинги Pegida. Также и некоторые левые из среды сторонников теории заговора смотрят RT».

RT – вроде бы и не правый в прямом смысле, однако придерживается теории заговора. Это отметила и газета Die Zeit, написав вскоре после первого выпуска немецкой версии: «Стоит заранее сказать, что не все оболгано и искажено, некоторые критические материалы обоснованы. Подлинные новости и расследования наряду с не имеющими значения нелепостями и откровенным вздором – вот в чем заключается пропаганда этого рода. В целом же то, что там преподносится как журналистика, теперь и на немецком языке, возмутительно».

Хорошо. Давайте сперва с этим согласимся. Есть и читатели Freitag, которые получают информацию от российского канала. По оценке «качественных СМИ»,  они дали нечестным СМИ обмануть себя. Но давайте перейдем в наступление и зададим встречный вопрос, потому что эта критика прессы в адрес RT Deutsch, конечно, пытается внушить, что финансирование подобных нечестных СМИ в странах с западными стандартами демократии немыслимо. Следовательно, эта критика в адрес RT была бы ничем иным как умелой контрпропагандой, только на немецкий лад: преданная правительству и коалиции до мозга костей.

В качестве примера вспомним речь премьер-министра России Дмитрия Медведева на последней Мюнхенской конференции по безопасности, которая была произнесена в разумном и обстоятельном тоне. Der Spiegel сделал из нее гневное воззвание: «...нервное стаккато его речи, которое вызвало отчаяние у переводчицы, ураганный огонь обвинений, предложения, как залпы – выступление Медведева, вплоть до дикции, с его резкой риторикой и пробивающимися сквозь зубы упреками, напомнило нынешнего главу Кремля». Можно почти подумать, что российский премьер-министр станцевал «пляску святого Вита» и больше не владел собой.

Газета Die Zeit усмотрела «угрозы из глубокого космоса», а Die Welt одобрительно процитировала руководителей научно-исследовательского института Carnegie Europe, находящегося в Брюсселе, не пояснив, чьи заатлантические интересы отстаивает эта заинтересованная группа: «Ужасно трудно проследить логику выступления Медведева. Это гремучая смесь из обвинений, пропаганды, искажения действительности и эпизодических крупиц правды».

Таким образом, неизбежно возникает вопрос об уровне «качественных СМИ». Чем отличаются эти заявления – в том числе и «переходы на личность» – от упреков в адрес RT Deutsch? RT Deutsch, работающий уже два года, охотно обвиняют в том, что он финансируется государством и тем самым не независим в освещении событий. Это неоспоримо. Но давайте посмотрим на немецкий эквивалент: Deutsche Welle (DW), который ведет вещание с 1950-х годов, в настоящее время на 30 языках.

Да, DW можно с уверенностью назвать государственным каналом, так как его финансируют в основном на деньги налогоплательщиков. Годовой бюджет Deutsche Welle близок к 300 миллионам, канал тесно связан с обеими христианскими конфессиями. Например, директор является советником Конференции католических священников Германии.

Когда в 2014 он потребовал больше денег, чтобы запустить английскую версию канала на международный уровень, он пригрозил закрытием немецкоязычной редакции, если не поступят дополнительные денежные средства. Этим он вызвал волну возмущения. Политик ХДС Кизеветтер заявил: «Мы нуждаемся в достоверном Deutsche Welle, вещающем в том числе и на немецком языке, именно против российских СМИ. Поэтому политическое решение о выделении большей суммы денег неизбежно». И далее: «Учитывая несколько одновременных кризисов, задача состоит в том, чтобы обобщать немецкие интересы в СМИ и выражать их в глобальной конкуренции за информационное превосходство» (именно так!). Это четкое заявление: об отказе от инструмента пропаганды не может быть и речи.

Давайте посмотрим на уровень выше: во всех лагерях есть финансируемые государством PR-машины, будь то США, Великобритания, Франция, Германия, Россия или другие страны. Пробиться через эти дебри трудно, потому что достоверность их конкурентов, например, RT Deutsch, с помощью СМИ оспаривается.

Однако немецкие «качественные СМИ» смело подыгрывают. И от этого впечатления нельзя сходу отказаться, если взглянуть на приспособленческое освещение событий и узкий диапазон высказываемых мнений касательно законов о пособии Hartz, о приватизации пенсий, об Украине, о расширении военных операций и других центральных событиях. Это не обговаривается. Но вносится в общество.

Дата публикации 10 апреля 2016 года.
Фото: Reuters

 

источник
Германия Европа
теги
Russia Today Германия пропаганда СМИ

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Лента новостей RT

Новости партнёров

INFOX.SG