Monocle Оригинал

Новости и мнения

Финансируемый государством англоязычный информационный канал RT в последнее время оказался в центре внимания всего мира. Репортажи RT из Крыма многие обвиняют в необъективности. Monocle решил разобраться со всем на месте.
Новости и мнения
YURI KOCHETKOV / POOL / AFP

Рори Суше объясняет, как устроен мир, и я с трудом за ним поспеваю. За последние полчаса он успел рассказать мне, что думает о войне в Ираке, о борьбе против терроризма*, о роли ЦРУ, о влиянии крупного бизнеса на американские СМИ, об истоках «арабской весны», об истинных причинах конфликта в Сирии (оказывается, здесь замешан Китай), а также – во всех подробностях – о темной природе финансируемых американцами неправительственных организаций.

На протяжении всего разговора он то и дело подчеркивает, как здорово работать на информационном телеканале, где можно говорить что думаешь, и где ему «не приходится ни перед кем ходить на цыпочках».

 

Мы сидим с ним в московском студийном комплексе RT – финансируемого российским правительством новостного канала, ранее известного как Russia Today. День только перевалил за середину. На улице снегопад, уже укрывший автостоянку за окном толстым слоем снега. Небольшая снегоуборочная машина проторяет путь для выезжающей в город ПТС с логотипом RT на борту.
 
Мой собеседник – основной телеведущий RT Рори Суше – только что отработал свою смену. Он ведет получасовые новостные блоки, выходящие каждый час. Вещающий на мировую аудиторию телеканал RT был основан в 2005 году, с тем чтобы в медиапространстве, где преобладают западные СМИ, зазвучал и голос России. С тех пор канал завоевал (и продолжает завоевывать) все более шумную известность.
 
RT вещает более чем в ста странах с потенциальным охватом в 644 миллиона телезрителей. Вы наверняка найдете его и у себя в телевизоре наряду с «Аль-Джазирой», CNN и ВВС. Правда, сложно сказать точно, сколькие из сотен миллионов потенциальных зрителей вообще знают о существовании RT, не говоря уже о том, чтобы его смотреть. Однако канал может похвастаться растущей интернет-аудиторией – свидетельствующей, возможно, что своего зрителя он таки нашел.
 
Рори Суше занимает на RT такое же место, как Брайан Вильямс на NBC, Хью Эдвардс на BBC или Вольф Блитцер на CNN. О своих соперниках Суше отзывается пренебрежительно, многозначительно поминая «корпорации» и «финансистов», которые на самом деле контролируют западные СМИ. По его словам, все они, так или иначе, являются элементами военно-промышленного лобби**. Суше рассуждает также о том, что, по мнению некоторых, «в Америке слишком много еврейских денег».
 
Затем Суше делится со мной своими сомнениями по поводу официальной версии терактов 11 сентября 2001 года в США:
 
- Еще Адольф Гитлер сказал: «Чтобы в ложь поверили, она должна быть ужасающих масштабов». Если вы хотите, чтобы ложь выглядела достоверно, ей необходим настоящий размах. А в этой истории замешано столько дезинформации – это просто что-то невероятное.
 
На заре существования Russia Today сформировать собственную аудиторию было для канала трудной задачей. Англоязычный канал, рассказывающий в первую очередь о России, едва ли способен снискать рекордную популярность. Как выразилась 33-летняя главный редактор RT Маргарита Симоньян, «если бы мне попался канал под названием Belgium Today, специализирующийся на бельгийских новостях и рассказах о Бельгии – стала бы я его смотреть?» По словам Симоньян, канал, получивший в итоге известность как RT, решил ориентироваться на освещение тем и событий, которые предпочитали игнорировать остальные мировые СМИ. Вместо того чтобы выступать с откровенно антизападных позиций, на RT решили позиционировать себя как борцов против мейнстрима. Тем самым канал обеспечил себе внимание со стороны довольно большого круга зрителей, недовольных информационной политикой более крупных телекомпаний. Так, случайно или осознанно, RT освоил метод, который полностью себя оправдал.
 
– Для нас было очевидно, что СМИ из числа новостного мейнстрима практически ничем не отличаются друг от друга, – рассказывает Симоньян, сидя за своим столом на верхнем этаже офисного корпуса RT, расположенного в промышленном районе на востоке Москвы. Бросив взгляд на дюжину телеэкранов, висящих вдоль стены в ее кабинете, она продолжает, – Мы подумали, что это не может быть всем по душе. Наверняка есть люди, полагающие, что им о многом не рассказывают.
 
В настоящее время в штате RT состоит порядка 2 тыс. человек, половина из них – творческие сотрудники. К ним относятся сто человек, работающие в вашингтонской студии канала, и еще примерно двадцать из недавно открытой лондонской студии. Треть творческих сотрудников канала составляют иностранцы – такие, как Суше. Однако не все они столь же верны генеральной линии Симоньян, как он. В последние недели, когда кризис на Украине вырос до масштабов новости номер один в мире, RT попал под огонь критики не только извне, но и изнутри – со стороны собственных телеведущих. Сперва американка Эбби Мартин, ведущая передачи Breaking the Set, осудила действия российских военных в Крыму. Затем ведущая новостных выпусков на канале RT America Лиз Уол в прямом эфире заявила, что увольняется.
 
– Справедливо будет сказать, что наш канал привлек к себе беспрецедентное внимание, – говорит ирландец Айвор Кротти, заведующий продвижением RT  в соцсетях. – Это стресс, от которого  можно сломаться, если работа поставлена не на совесть.
 
По словам Кротти, RT не сломался по одной простой причине: «Нам не приходится менять ни единого слова. Наши факты – это факты».
 
Правда, некоторые из приводимых RT фактов слегка отличаются от тех, которые исходят от других каналов. Более всего это характерно для репортажей с Украины. В то время как западные репортеры обнаружили в Крыму российских военных, RT говорил только о «силах самообороны». Западные журналисты выражали сомнение в состоятельности крымского референдума, а RT показывал исключительно счастливых крымчан, спешащих воссоединиться с матушкой Россией.
 
Западные СМИ увидели в событиях на Украине преимущественно ненасильственное восстание народа против президента-коррупционера, который был готов лить кровь собственных граждан. В свою очередь, RT объявило это «переворотом», а новое украинское правительство заклеймило как «фашистов». Чтобы подкрепить данное обвинение, любое упоминание Киева на канале сопровождается видеорядом из человека с топором, толстого ухмыляющегося неонациста и активистов с «коктейлем Молотова».
 
Нелишне заметить, что в своих оценках RT в данном случае выступает в унисон с российским президентом Владимиром Путиным.
 
Когда RT называют «прокремлевским каналом», Маргарита Симоньян отметает подобную характеристику, справедливо указывая, что Deutsche Welle или France 24 никто в подобном почему-то не обвиняет. В ответ на мое замечание, что данные каналы пропускают в эфир критику собственных правительств, она отмахивается: «Нас в этом обвиняли еще до того, как мы начали вещать».
 
Тем не менее, моя просьба назвать сюжеты RT, которые могли бы не понравиться Путину, вгоняет сотрудников Симоньян в тяжкие раздумья. Айвор Кротти со вздохом поднимает глаза к потолку и в конце концов признает: «Навскидку ничего в голову не приходит». Сконфуженным выглядит и Рори Суше: «Эээ, так сразу и не вспомню». Ведущий репортер лондонской студии RT Лора Смит припоминает какого-то британского парламентария с его неудобными замечаниями, однако подробностей вспомнить не может.
 
Новая лондонская студия RT располагается в самом сердце британского истеблишмента – на 16-м этаже здания Millbank Tower на берегу Темзы в лондонском районе Вестминстер. Из застекленного от пола до потолка помещения открывается вид на британскую столицу. Он станет прекрасным фоном: именно отсюда Лора Смит будет в прямом эфире вести выпуски новостей, когда студия наконец заработает в полную силу. Чуть в отдалении вздымаются башни британского парламента, однако их частично загораживает от нас какое-то малоприметное серое здание. «Это МИ-5», – объясняет Смит.
 
История прихода Лоры Смит на RT совпадает с резюме многих ее коллег из западных стран: все они в первую очередь русофилы, а уж потом журналисты. В прошлом Смит писала пресс-релизы для одной московской юридической фирмы. Друга сотрудница RT, Анисса Науэй, изучала в Москве театральное искусство. Для каждой из них RT стал первым и пока единственным опытом работы в СМИ.
 
Маргарита Симоньян особо подчеркивает, как важно приглашать на эфир не тех же самых экспертов, что и другие каналы. Так, с анализом британской политики на RT часто выступает Джордж Гэллоуэй – единственный крайне левый депутат британского парламента. А немецкие новости регулярно комментирует Мануэль Оксенрайтер, редактор германского националистического журнала Zuerst. Тем самым RT старается отвести от себя обвинения в озвучивании линии Кремля, словно бы говоря – смотрите, это ведь не русские критикуют у нас Запад, а сами американцы с британцами.
 
И хоть Рори Суше утверждает, что ему «не приходится ни перед кем ходить на цыпочках», многие из работающих в Москве журналистов с этим не согласны. За последние несколько недель прикрыли рот целому ряду независимых новостных ресурсов в России. Был уволен главный редактор популярного сайта Lenta.ru, независимый телеканал «Дождь» удалили со всех основных кабельных сетей, и еще три новостных вебсайта закрыли.
 
Суше это кажется неубедительным. «Когда говорят о наступлении на СМИ в России, это полная ерунда». Точно так же Суше отрицает, что свободе слова в России что-либо угрожает. «Как же тогда правительство разрешало все эти демонстрации и акции протеста на протяжении последних пары лет? Нет тут никаких запретов».
 
Но ведь действительно многих арестовали, разве нет? «Я не видел, чтобы арестовывали прямо многих людей. Если кто-то действительно буйствовал и физически создавал помехи, нарушал мирный порядок, вполне возможно, таких людей и арестовали, но мне не известно ни о каких арестах, нет».
 
Можно было бы и не учитывать личные взгляды Суше при попытке разобраться в правомочности новостного вещателя, если бы он не был там весьма заметной фигурой, или же если бы RT не был телеканалом, обнаруживающим явно более чем поверхностный интерес к теориям заговора. В недавнем эпизоде программы RT Truth Seeker утверждается, что BBC сфабриковало фильм о Сирии с целью лоббирования военного вмешательства, и что некоторые западные журналисты – на самом деле агенты разведки НАТО и ЦРУ, внедренные в CNN – и все  это зритель узнает за какие-то  13 минут. И даже Эбби Мартин, чьи комментарии о «военной агрессии» России привлекли столько внимания к RT, вполне вписывается в общую картину. В своей программе Breaking the Set она рассказывает о «множестве вопросов без ответов» по делу теракта 11 сентября и о том, как в Израиль применяет «гитлеровские методы».
 
Многие из иностранных сотрудников RT не рады тому, как сильно телеканал сместился в сторону крайностей.  Лора Смит признается, что ее смущают «все эти разговоры про 11 сентября», а Айвор Кротти попросту говорит, что некоторые моменты в передаче The Truth Seeker – «откровенная ерунда». Анисса Науэй, у которой этой весной выйдет в эфир новая программа, говорит, что надеется уделять больше внимания таким темам, которые не могут оказаться «в центре внимания» новостных выпусков – например, коррупции в России.
 
Главный редактор Симоньян считает, что настоящая проблема – это западные СМИ. «Я не видела и не слышала от них ни одного слова критики – а смотрю их каждый день – в адрес позиции своей страны». Это смелое утверждение, и более того,  независимо от того, что можно думать о качестве вещания CNN или BBC, его сложно подкрепить аргументами. Но Симоньян непреклонна. «Они сажают ведущего и трех экспертов, и все четверо говорят одно и то же. Все четверо как один!» В тот же день чуть позже на RT шла программа CrossTalk, в ходе которой велась экспертная дискуссия о ситуации в Крыму. И все четверо говорили одно и то же. Чем больше смотришь RT и разговариваешь с их редакторами и репортерами, тем сложнее становится вести логическую дискуссию. Это не то, что у нас мнения разные; у нас факты другие. Мы не можем даже прийти к согласию по поводу того, в чем заключатся факты.
 
Проблема, как считает Симоньян, это когда некоторые новостные телеканалы отказываются признать само существование историй, которые угрожают той версии реальности, которую они пытаются создавать. «Это не вписывается в их картину мира, не соответствует их  информационному потоку, и поэтому [они считают] а давайте придумаем, почему это не должно иметь значения, найдем причину, почему мы можем это игнорировать. Просто возмутительно. Невероятно».
 
И тут я впервые за всю эту неделю подумал, что в этом я с ней согласен.
 
 
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
 
Три новостных сюжета, которые прошли бы мимо вас, если бы вы не смотрели RT: 
 
1. Мирное воскресенье в Симферополе: «Вопреки ожиданиям, в Крыму стало безопаснее. В то время как правые радикалы продолжают разжигать насилие в соцсетях, крымчане раздают бутерброды, угощают чаем, поют песни и фотографируются с войсками самообороны».    
 
2. На горизонте гуманитарный кризис: «По сообщениям Пограничной службы ФСБ России, из-за надвигающегося «революционного хаоса» в Украине, в январе и феврале из Украины в Россию уехало примерно 675 000 человек».
 
3. СМИ «срежиссировали» химическую атаку в Сирии: Сообщения «Би-би-си» о «зверствах» в Сирии «сфабрикованы от начала и до конца».
 
 
ТЕЛЕВИДЕНИЕ «мягкой силы»
Еще три телеканала с иным подходом к преподнесению информации:
 
Press TV
Спонсируемый иранским правительством телеканал описывает Президента Сирии Башара Асада в положительном свете, а лента новостей пестрит антиизраильскими репортажами. 
 
CCTV
Центральное китайское телевидение, которое вещает на английском языке по всему миру (см. выпуск Monocle #12). Африканское бюро телеканала завоевало авторитет, нанимая знаменитых местных телеведущих.  
 
«Аль-Джазира»
Базирующийся в Дохе телеканал спонсируется Катаром и использует свою информационную сеть на арабском языке для поддержки внешней политики государства (см. выпуск Monocle #43).
 
* Возможно, имеется в виду объявленная Бушем-мл. «война против террора» – здесь и далее прим. пер.
 
 
** Термин «военно-промышленный комплекс» в русском языке обозначает просто военную промышленность, тогда как в английском – негласный союз военных и промышленников.
 
Фото: YURI KOCHETKOV / POOL / AFP

 

Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
В нашем паблике в VK самые свежие статьи и сюжеты зарубежных СМИ
источник
Monocle Великобритания Европа
теги
Russia Today Владимир Путин журналист информационная война Крым Маргарита Симоньян Россия СМИ телевидение Украина
Сегодня в СМИ
Загрузка...

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Лента новостей RT

Новости партнёров

INFOX.SG

Загрузка...