Fiscal Times Оригинал

Растущая мощь пропагандистской машины Путина

По мнению издания The Fiscal Times, новости RT не отличаются объективностью: они подают информацию с пророссийским уклоном. Однако просто отмахнуться от телеканала, называя его работу фарсом, у Запада не получится: в Европе RT пользуется у телезрителей большим доверием и, как и в США, является самым популярным иностранным англоязычным каналом.
Растущая мощь пропагандистской машины Путина
ALEXEI NIKOLSKY / RIA-NOVOSTI / AFP

В марте, когда обострился украинский кризис и Россия обеспечила себе контроль над Крымом, Лиз Уол, ведущая финансируемого государством телеканала Russia Today, известного как RT, заявила, что сыта по горло, – и уволилась в прямом эфире. 

Свое заявление об уходе она начала с того, что рассказала миру о своей семье, которая бежала из Венгрии в 1956 году, чтобы оказаться вне досягаемости Советского Союза. Она также заявила, что, как дочь ветерана и подруга человека, работающего на американскую армию, больше не может оставаться сотрудницей RT.
 
«Поэтому лично я не могу быть частью канала, который финансируется российским правительством и обеляет все действия Путина, – сказала Уол, подразумевая российского президента Владимира Путина. – Я горжусь тем, что я американка, и верю в дело распространения правды, поэтому после этого выпуска новостей я увольняюсь».
 
RT отнесся к уходу Уол как к рекламному ходу. «Когда журналист не согласен с политикой редакции, обычно он или она обращается с этим к редактору и, если противоречия невозможно разрешить, увольняется с работы, – заявил телеканал. – Но, когда кто-то устраивает целое представление из своего личного решения, это просто самореклама».
 
Этот инцидент, произошедший несколько месяцев назад, снова заставил говорить о мощи российских государственных СМИ. Россия всегда контролировала свои средства массовой информации. Журналисты, настроенные против Путина, обычно подвергаются преследованиям, а некоторые были убиты при загадочных обстоятельствах.
 
RT и его подразделение Ruptly (видеоагентство, расположенное в Берлине) представляют наиболее смелую попытку Кремля формировать изложение событий в мире. Обе организации имеют корреспондентскую сеть по всему миру и позиционируют себя объективными и беспристрастными.
 
Но это не так. RT дает информацию с явным пророссийским уклоном и пренебрегает реальным положением дел. Это наиболее отчетливо проявляется в том, как телеканал освещает кризис на Украине: подбор материалов на эту тему является не чем иным, как российской пропагандой.
 
В заголовках новостей на эту тему Россия описывалась как «стабилизирующая сила» в ситуации на Украине. Ведущие RT слово в слово повторяли один и тот же текст о важной роли России в Крыму. Телеканал сообщал, что Украина нанимает террористов для борьбы с пророссийскими сепаратистами.
 
Лучший заголовок RT относится к сюжету, в котором российское присутствие в Крыму описывается как нечто очень позитивное. В статье под заголовком «Мирное воскресенье в Симферополе отметили чаем, бутербродами и фотографированием с силами самообороны» размещены фотографии улыбающихся крымчан с российскими солдатами. На одном из снимков молодая женщина на шпильках стоит рядом с группой российских солдат, а подпись гласит: «Вопрос о том, что опаснее в ближнем бою – высокие каблуки или пулемет, – остается открытым».
 
Растущая сила

Можно было бы просто отмахнуться от RT, назвав его работу фарсом, если бы канал не становился все более влиятельным. Во время украинского кризиса RT удалось выработать такую линию, с которой готовы легко согласиться те, кто склонен поддерживать Россию. Это не коснулось США, но это коснулось Европы.

Государственные новостные каналы в Европе – обычное дело. В Германии Deutsche Welle объективно рассказывает о мировых новостях. Во Франции то же самое делает France 24, в Италии – Rai News 24.

Эти каналы работают бок о бок с CNN International и BBC. Они пользуются репутацией беспристрастных источников информации. Все это дает RT определенное преимущество в Европе: поскольку другие государственные каналы признаются полноправными СМИ, таковым считают и RT.

Особенно это касается Германии, где крепнут симпатии к России. Общественность там расходится во мнениях, кто именно – Путин или Обама – представляет большую угрозу мировой стабильности. RT представляет такое изложение событий, которое для немцев, симпатизирующих Москве, может показаться приемлемым.

В Европе RT доступен 120 миллионам домохозяйств. По данным британского маркетингового агентства Kantar Media, это самый популярный англоязычный новостной канал в Соединенном Королевстве. В США RT доступен 85 миллионам домохозяйств и также является самым популярным иностранным новостным каналом.

США отстают

Во времена холодной войны США использовали радио «Свобода», чтобы транслировать объективные новости людям, живущим за железным занавесом. Но после падения Берлинской стены радиостанция стала гораздо менее значимой. В итоге у США оказалось слишком мало средств для борьбы с путинской пропагандой.

Агентство USAID пыталось бороться с постоянным потоком тенденциозной информации из России, предоставив украинским новостным организациям грант на 1,25 миллиона долларов. Международный фонд Джорджа Сороса «Возрождение» также работал над тем, чтобы дать украинцам доступ к объективной информации.

Однако RT и Ruptly не считают, что делают что-то не так: они утверждают, что представляют альтернативу тенденциозным западным новостям.

«Есть большой спрос на СМИ, не повторяющие единообразную кашу западных масс-медиа, – рассказала немецкому СМИ главный редактор RT Маргарита Симоньян. – Мы своего рода министерство информационной обороны России».

 

Автор Дэвид Фрэнсис, The Fiscal Times.

 

Фото: ALEXEI NIKOLSKY / RIA-NOVOSTI / AFP
 
Дата публикации 01 июня 2014 года.

 

Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
В нашем паблике в VK самые свежие статьи и сюжеты зарубежных СМИ
источник
Fiscal Times США Северная Америка
теги
Russia Today Владимир Путин журналист Маргарита Симоньян Россия США
Сегодня в СМИ
Загрузка...

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Загрузка...
Лента новостей RT

Новости партнёров

INFOX.SG