BBG Watch Оригинал

«Голос Америки» потерялся на фоне конкурентов

«BBC, Deutsche Welle блестяще освещают скатывание Украины к полицейскому государству, в отличие от «Голоса Америки», - так озаглавило свою статью BBG Watch. Издание отмечает, что американские журналисты без боя уступили поле информационной битвы своему «сопернику», RT.
«Голос Америки» потерялся на фоне конкурентов
AFP PHOTO/STRINGER

Британская корпорация BBC и немецкая медиакомпания Deutsche Welle блестяще освещают скатывание Украины к репрессивному государству. Как жаль, что «Голос Америки», который должен распространять взгляды США за рубежом, оказался неспособен работать так же эффективно и уступил эту роль RT (Russia Today).

Статья Теда Липиена, аналитика медиаиндустрии и бывшего заместителя руководителя «Голоса Америки».


Deutsche Welle, немецкая общественная телекомпания, вещающая на международную аудиторию, в очередной раз подтвердила высокий профессионализм во время освещения скандала вокруг одного из самых репрессивных и антидемократических законов в мире. Украинский парламент принял его в четверг, а уже в пятницу закон был подписан президентом страны Виктором Януковичем. За исключением службы на украинском языке и, частично, службы на русском языке, «Голос Америки» попросту проворонил этот важный новостной повод.

Неприятно видеть «Голос Америки» в таком плачевном состоянии. Плохо и то, что такая замечательная новостная организация, как Deutsche Welle, так мало известна в США. Но и Deutsche Welle, и «Голос Америки» далеко отстают в плане ресурсов от RT, российского международного канала, который ранее назывался Russia Today. Англоязычная версия RT показала заявления официальных лиц США по Украине, а вот «Голос Америки» их так и не передал.

Ниже представлен краткий обзор того, как крупнейшие международные телеканалы, ориентирующиеся на зарубежную аудиторию, освещали события на Украине и реакцию на них на этой неделе.

 
RT – медиагигант на службе у Путина
 
RT (Russia Today) изменил своей манере и практически всю неделю игнорировал скатывание Украины к репрессивному государству. Хотя этого можно было и ожидать: Россия вряд ли хотела привлекать внимание к своим делам на Украине, в свете которых Путин предстает уже не таким бравым защитником детей.
 
Кстати, недавно на англоязычной странице «Голоса Америки» новостной сюжет Reuters появился с интересным заголовком. Акцент в нем сделан на заявлении Путина, что геи могут спокойно приезжать на Олимпиаду, никакой дискриминации они не подвергнутся. А в это же время BBC и многие другие западные СМИ совершенно справедливо на первый план вывели его полное дикости предупреждение геям держаться подальше от детей.
 
19 января RT наконец-то опубликовал на своем англоязычном сайте материал об Украине, причем акцент был сделан на критику недемократичного законодательства Западом. «Запад осуждает новые «антидемократические» законы Украины», - RT, 19 января 2014 года.
 
Для RT это можно считать достаточно объективным сюжетом, хотя канал и пытается исподволь навести читателей на мысль, что Запад вмешивается во внутренние дела Украины. При этом, правда, RT умалчивает о российской влиянии, а оно огромно и принимает подчас жестокие формы.
 
Многие репортажи RT выдержаны в подобном, с виду объективном ключе, что позволяет каналу привлечь на свою сторону часть западной аудитории. В данном материале даже присутствовала цитата Госсекретаря США Джона Керри по ситуации на Украине, которую редакторы сайта «Голоса Америки» либо не заметили, либо решили проигнорировать. RT же преподнес эту цитату по своему.
 
Но зная RT, можно смело предположить, что очень скоро снова посыплются комментарии и репортажи с обвинениями США и ЕС во вмешательстве в дела Украины. При этом канал будет молчать о том, что Путин, не стесняясь, втягивает эту крупную европейскую страну в новую империю и превращает ее в очередного вассала-автократа.
 
Западные СМИ должны быть готовы опровергнуть эти заявления Кремля с помощью заслуживающих доверия репортажей и аналитики. За редкими исключениям, западные СМИ, и особенно «Голос Америки», пока с этим не справляются.
 
Англоязычная версия RFI слабо освещала события на Украине
 
За исключением BBC и Deutsche Welle, западные СМИ, вещающие на зарубежную аудиторию - а это основной конек RT, - не могут похвастаться большим объемом англоязычных материалов по этой теме. Radio France International прилично освещало события этой недели на Украине на французском и русском языках, однако на английском, увы, ничего не было.
 
BBC  – всегда отличные новости и аналитика
 
17 и 18 января BBC опубликовала на своем сайте 5 различных материалов, посвященных Украине. В одном из них, озаглавленном «Президент Украины подписал закон, запрещающий протесты» (BBC, 17 января 2014), упоминаются комментарии госсекретаря США Керри, которые не были опубликованы на англоязычном сайте «Голоса Америки», однако так же, как и Deutsche Welle, BBC посвятила свой репортаж реакции Украины и европейских стран.
 
BBC также опубликовала отличный анализ ситуации в материале «Украинские СМИ усматривают в новом законе угрозу демократии» (BBC, 17 января 2014). Ничего подобного не было опубликовано на англоязычном сайте «Голоса Америки» на этой неделе.
 
RadioFreeEurope – отличные новости и аналитика от зарубежных журналистов
 
Radio Free Europe относится к несколько иной категории вещателей, а именно к СМИ, где новости и аналитика предоставляются журналистами-иностранцами с целью устранения информационных пробелов для стран, во многих из которых свободные СМИ попросту отсутствуют.
 
Как и «Голос Америки», Radio Free Europe существует на деньги налогоплательщиков США и подотчетно Совету управляющих по вопросам вещания в г. Вашингтон, округ Колумбия. Благодаря недавно проведенным по инициативе Совета эффективным реформам, Radio Free Europe отлично справилось с задачей освещения событий этой недели на Украине на русском, украинском и других языках.
 
Radio Free Europe также публикует небольшую подборку новостей на английском языке и разместило на этой неделе на своем сайте несколько отличных новостных репортажей и аналитических материалов, посвященных Украине, на английском.
 
Несмотря на то что Radio Free Europe базируется в Праге (Чехия) и имеет несколько бюро в других странах, их англоязычные материалы о реакции США на события в Киеве не в пример лучше материалов, опубликованных «Голосом Америки» в Вашингтоне. Radio Free Europe даже вкратце осветило слова Госсекретаря Керри по поводу Украины.
 
Однако от англоязычной секции новостей Radio Free Europe никто и не ожидает такого развернутого освещения сектора внешней политики США, как от «Голоса Америки». Освещение новостных событий в США вообще не является частью миссии Radio Free Europe, а среди целевой аудитории Radio Free Europe не так уж много стран, которые были бы заинтересованы в освещении событий в США с американской, а не с какой-либо иной точки зрения. И ожидания аудитории в отношении Radio Free Europe совершенно иные, чем в отношении  «Голоса Америки», который естественно и логично воспринимается как источник новостей из США, в том числе и новостей из официальных американских источников.
 
В свете этого интересным представляется тот факт, что, поскольку и «Голос Америки», и Radio Free Europe – это структуры Совета управляющих по вопросам вещания, «Голос Америки», по меньшей мере, мог бы воспользоваться англоязычными материалами Radio Free Europe, посвященными реакции Вашингтона на события на Украине, какими краткими и общими они бы ни были. Но «Голос Америки» даже этого не сделал.
 
Примером качественного новостного анализа от Radio Free Europe, посвященного событиям на Украине, может послужить материал Дейзи Синделар «Означает ли «черный четверг» конец десятилетия демократии на Украине?» (Radio Free Europe, 17 января 2014).
 
Также частично реакция США была освещена и в материале Radio Free Europe «Международное сообщество осуждает принятие закона, запрещающего протесты на Украине» (Radio Free Europe, 17 января 2014).
 
Этот материал на английском языке был подготовлен украинской службой Radio Free Europe - а ведь «Голос Америки» мог с тем же успехом попросить свою украинскую службу сделать то же самое, но не стал. А даже если бы и попросил, то ввиду малочисленного штата и недостаточных ресурсов вряд ли бы она смогла обеспечить дополнительное освещение событий на английском языке.
 
«Голос Америки» – полный провал, за исключением службы на украинском и некоторых других языках
 
Действительно печально, что финансируемый за счет налогоплательщиков  «Голос Америки» - за уже упомянутым исключением своей украинской службы и, пожалуй, еще нескольких служб на других языках - совершенно не справился с освещением такого крупного новостного события.
 
Для ряда своих зарубежных аудиторий, в том числе для стран, вообще не имеющих независимых вещателей, таких как Иран, Китай и Тибет, «Голос Америки» опубликовал всего лишь два поверхностных сообщения агентства Reuters, не потрудившись даже их обновлять, и не выпустил ни одного собственного оригинального материала на английском языке о том, что происходило на Украине последние несколько дней - и ни одного обстоятельного отчета о реакции на происходящее в США, который можно было бы перевести далее на другие языки.
 
И в довершение своей демонстрации полного отсутствия интереса к новостям, англоязычный сайт «Голоса Америки» даже не опубликовал публичное заявление, сделанное Госсекретарем США Джоном Керри в отношении Украины, точно так же, как он ранее не опубликовал ни официальное заявление Госдепартамента, сделанное в четверг, ни острые комментарии сенаторов США.
 
Не сделав никаких новостных публикаций, англоязычный сайт «Голоса Америки» также не опубликовал никаких аналитических материалов на тему событий на Украине, несмотря на то что в штате украинской службы «Голоса Америки» работают одни из лучших журналистов, включая известную телеведущую Мирославу Гонгадзе. Муж Мирославы, журналист Георгий Гонгадзе, специализировавшийся на независимых расследованиях, был жестоко убит на Украине в 2000 г.
 
В своей колонке, опубликованной в газете The Wall Street Journal в 2009 году, Мирослава Гонгадзе предупреждала об угрозе, которую представляют для украинской демократии те, кто тоскует по «твердой руке». Она оказалась права. На этой неделе «Голосу Америки» следовало бы обратиться к госпоже Гонгадзе за комментариями на тему последних событий на Украине. Англоязычная аналитика «Голоса Америки» по Украине подчас комментирует события недельной давности, но даже такие просроченные материалы активно анонсируются на сайте издания.
 
Замечательный анализ европейских событий от DW
 
Deutsche Welle на минувшей неделе не уделяла особого внимания реакции США на события в Киеве, зато тщательно документировала отзывы, приходящие в эти дни из стран Европы. Немецкое издание также публиковало у себя очень качественные аналитические материалы по теме, из которых можно особо выделить два.
 
Автором первого стал глава украинского отдела Deutsche Welle Бернд Йоханн, опубликовавший 17 января колонку под заголовком «Мнение: Украина объявила Европу своим врагом». В своей заметке господин Йоханн пишет, что принятые на Украине законы против митингов направлены не только против оппозиционных активистов, прессы и проевропейских общественных организаций. По мнению немецкого журналиста, «это камень непосредственно в сторону Евросоюза». Бернд убежден, что Украина подвергается в настоящий момент «путинизации», в ходе которой двери на Запад для украинцев закрываются.
 
Внимание также заслуживает интервью с Олександром Сушко, украинским координатором программ ЕС по сотрудничеству в области прав человека (название неточное, на самом деле – координатор украинской национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства ЕС – прим. пер.). В материале от 17 января, озаглавленном «Украина превращается в полицейское государство», Сушко рассказал корреспондентам Deutsche Welle Ойгену Тайзе и Маркиану Остапчуку, что в стране уже создана вся необходимая нормативно-правовая база для подобной трансформации.
 
Ссылки на оба этих материала весь день 18 января не сходили с заглавной страницы англоязычного сайта Deutsche Welle. Для сравнения, на англоязычном сайте «Голоса Америки» в этот же день про Украину не было ничего, а в разделе «Европейские новости» украинская тема была представлена двумя неактуальными уже сообщениями агентства Reuters.
 
Deutsche Welle не только своевременно публиковала у себя англоязычные комментарии относительно событий на Украине, но и своевременно выпускала телесюжеты на эту тему. Один из таких репортажей был опубликован на сайте издания 17 января под заголовком «Манифестанты в Киеве ответили на законы против демонстраций уличными беспорядками».
 
Немногим ранее, 10 января, Deutsche Welle опубликовала на английском языке интервью с Татьяной Черновол – украинской оппозиционной журналисткой, которая была жестоко избита неизвестными 25 декабря. Черновол утверждала, что нападающие хотели убить ее. Она также заявила, что располагает компроматом на президента Виктора Януковича. «Чорновол: «Я – человек, борющийся с Януковичем», DW, 10.01.2014.
 
До нападения Татьяна Чорновол успела снять видеоролик о своей политической деятельности для проекта Deutsche Welle «Власть народу».
 
К слову сказать, того же 18 января на сайте Deutsche Welle было опубликовано аж семь разных статей, так или иначе посвященных пятничному выступлению президента Обамы, в ходе которого тот провозгласил реформу АНБ. «Голос Америки» в этот же день вывесил у себя всего два таких материала, причем без каких-либо иллюстраций. Deutsche Welle явно проявляет к речи Обамы куда больше интереса, чем «Голос Америки» – и правильно делает.
 
Украинские события касаются не только Европы – Америка тоже следит – «Голос Америки» этого не замечает

Процесс сползания Украины в сторону репрессивного государства волнует не только европейцев и Евросоюз. Вероятно, Совет управляющих по вопросам вещания и принадлежащий ему «Голос Америки» сочли, что зрителям будет достаточно репортажей BBC и Deutsche Welle, а «Голос» спокойно может посвящать свои материалы чему-то еще.
 
Между тем, за последними событиями на Украине пристально следят не только американцы украинского происхождения, но и американцы вообще. Об этом свидетельствуют выступления госсекретаря США Джона Керри и других представителей Госдепартамента, а также главы сенатского комитета по международным отношениям Роберта Менендеса, его заслуженного коллеги по комитету, сенатора Роберта Коркера, президента центра Freedom House Дэвида Крамера и других.
 
Специальные видеообращения к киевскому Майдану записали такие американские знаменитости, как актер Джордж Клуни и музыкант Квинси Джонс. Эти ролики также прошли незамеченными большинством новостных сайтов, входящих в структуры «Голоса Америки».
 
На днях американский сенатор-демократ Бенджамин Кардин и его коллега-республиканец Джон Маккейн внесли в верхнюю палату конгресса проект закона «О глобальной ответственности за нарушения прав человека», предполагающий санкции для лиц, виновных в нарушении прав человека в любой стране мира. Представляя законопроект, служащий продолжением «списка Магнитского», Кардин особо упомянул нынешнее украинское руководство и предупредил, что оно может ощутить на себе действие нового закона, если не прекратит разводить коррупцию и нарушать права человека.
 
Среди соавторов законопроекта – сенаторы Дик Дурбин (Демократическая партия, штат Иллинойс), Роджер Уикер (Республиканская партия, штат Миссисипи), Карл Левин (Демократическая партия, штат Мичиган), Ричард Блюменталь (Демократическая партия, штат Коннектикут), Джин Шахин (Демократическая партия, штат Нью-Гэмпшир) и Эд Марки (Демократическая партия, штат Массачусетс).
 
Текст законопроекта, который станет законом, если его одобрят обе палаты Конгресса и подпишет Президент, выложен здесь. Сенатор-республиканец Джон Маккейн и его коллега-демократ Крис Мерфи опубликовали совместное заявление, в котором они осудили принятые Верховной радой под давлением Януковича законы, ограничивающие права украинского народа на мирные акции протеста.
 
Не вызывает никаких сомнений тот факт, что по вопросу Украины конгрессмены от обеих партий занимают одинаковую позицию. Удивительно, что «Голос Америки» не рассказал об этом на английском и многих других языках, в то время как на этой неделе по правам и свободам на Украине был нанесен очередной серьезный удар.
 
Активные сторонники демократии в самой Украине и многих других странах ждут, когда США возьмут на себя роль мирового лидера в этом вопросе. За границей позицию президента Обамы в сфере дипломатических усилий, направленных на защиту прав человека, и так воспринимают как слабую – своим вялым освещением последних событий «Голос Америки» только вредит репутации своего правительства и США в целом.
 
В отличие от «Голоса Америки», который, за исключением российской и украинской служб, проигнорировал заявления администрации Обамы и членов Конгресса и предложенные законодательные нормы, связанные с внешней политикой США, мейнстримовские американские СМИ говорили об этом. Правда, они не имеют большого влияния на общественное мнение за границей, кроме, пожалуй, телеканала CNN.
 
В пятницу в The Washington Post появилась статья московского корреспондента газеты, лауреата Пулитцеровской премии Уилла Ингланда, где он упоминает о том, какую реакцию вызвали в США принятые Радой законы, в то время как на официальном англоязычном сайте «Голоса Америки» об этом не говорится ни слова.
 
Американцы, возможно, интересуются Украиной меньше, чем Германия и другие европейские страны, но, читая сайт «Голоса Америки», можно подумать, будто им все равно, хотя на самом деле это не так. BBC и Deutsche Welle освещают происходящее прекрасно, но этого недостаточно. Эти европейские СМИ иногда упоминают официальные заявления США, но в центре внимания, по понятным причинам, остается реакция Европы.
 
Проблемы «Голоса Америки» - и с руководством, и с ресурсами
 
Англоязычный сайт «Голоса Америки» не публиковал никакого собственного оригинального материала на тему событий на Украине в четверг, пятницу и большую часть субботы. Сегодня (в субботу) на сайте по-прежнему висит совершенно устаревший сюжет Reuters, в котором сказано, что президенту Януковичу еще предстоит подписать спорный закон, а также еще одно сообщение этого же агентства о том, что правительство отвечает критикой на возражения Запада против репрессивных действий.
 
Службы «Голоса Америки» на других языках, помимо украинского, тоже освещали эти события крайне хаотично. Русскоязычная служба опубликовала лишь небольшую часть откликов на украинские события в США, а об остальных если и написала, то с опозданием. Большинство служб «Голоса» на остальных языках, вероятно, использовали тот же устаревший сюжет агентства Reuters, если вообще написали о том, что в четверг была предпринята беспрецедентная законодательная попытка превратить крупную европейскую страну в полицейское государство.
 
В качестве привычного оправдания за недостаточное освещение событий руководство «Голоса Америки» ссылается на «скудность ресурсов», отчитываясь перед Конгрессом и членами Совета управляющих по вопросам вещания.
 
Аргумент примерим к службам «Голоса» на разных языках. Но когда дело доходит до их собственной бюрократии и стиля новостного вещания, предпочитаемого руководством, здесь недостатка в ресурсах нет. Не опубликовав ни одной собственной оригинальной новости об исторически важных событиях, потрясших Украину за последние несколько дней, начальство «Голоса Америки», тем не менее, изыскало достаточно средств на пять заметок о крестинах наследника британского престола в октябре прошлого года, а также на целых 27 отдельных сюжетов (и еще десятки в переводе), посвященных британской королевской свадьбе в 2011 году.
 
Члены Совета управляющих по вопросам вещания заметили эту проблему и строго спросили с директора «Голоса Америки». Однако, начав управленческие реформы в прочих отделах организации, они пока что не дошли до преобразований в деятельности «Голоса».
 
Необходимо отметить, что подавляющее большинство выдающихся журналистов «Голоса Америки» абсолютно не согласны с политикой руководства «Голоса» в отношении контента, однако их никто не слушает. По мнению американской государственной службы управления кадрами, в «Голосе Америки» царит крайне низкая трудовая дисциплина.
 
Победа достается RT
 
Какими бы замечательными они ни были, BBC и Deutsche Welle доносят точку зрения других стран, но не Америки. Их великолепное освещение событий на Украине на английском языке не способно создать мощный противовес службам RT на английском и других языках с точки зрения представления официальной позиции США по внешней политики и других вопросам.
 
К счастью, служба «Голоса Америки» на украинском языке пока еще доносит американскую точку зрения, но говорящие на украинском языке жители этой страны – лишь часть потенциальной аудитории, ведь многие украинцы, особенно на востоке страны, говорят на русском. Но даже этой службе, как, впрочем, и службе на русском языке катастрофически не хватает ресурсов. Это лишает их возможности оперативно публиковать максимальное количество новостных сюжетов и интервью.
 
По крайней мере, в отношении Украины дела у США и Совета управляющих по вопросам вещания не так плохи, ведь украинская и русская службы Radio Free Europe выполняют свою задачу на отлично, как и служба «Голоса Америки» на украинском языке. Особенно удачны телевизионные выпуски новостей – формат, который появился в дни «оранжевой революции» на Украине не без моей помощи. Тогда я работал на «Голосе» в качестве одного и программных директоров.
 
Что касается освещения событий на Украине на английском и других языках, свое место в информационном пространстве «Голос» уступил игрокам из других стран, многие из которых совсем не разделяют интересов США. BBC, Deutsche Welle и, в некоторой степени, RFI продолжают успешно функционировать, однако усилий их одних недостаточно.
 
Кроме того, они изначально создавались не с целью доносить миру американскую точку зрения. Англоязычные репортажи на тему Украины телеканала RT (как и BBC) получают сотни и тысячи лайков на Facebook, а репортажи Reuters, размещенные на англоязычном сайте «Голоса Америки», были отмечены как «понравившиеся» менее десяти раз за эту неделю.
 
Так что побеждает, по крайней мере, пока, президент Путин и RT (Russia Today). Больше всех в проигрыше оказались США, директора «Голоса Америки», мировая аудитория «Голоса Америки», разговаривающая на английском и многих других языках, и журналисты «Голоса», которым не дают необходимых ресурсов, а руководство еще и мешает заниматься профессиональной деятельностью.
 
Дата публикации 19 января 2014 года.
Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
Все самые актуальные зарубежные статьи на нашей странице в Facebook
источник
BBG Watch США Северная Америка
теги
Russia Today Германия США Украина
Сегодня в СМИ
Загрузка...

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Загрузка...
Лента новостей RT

Новости партнёров

INFOX.SG