«Молекула страха»: учёные открыли пептид, отвечающий за чувство тревоги и неприятные воспоминания

Учёные открыли пептид, отвечающий за чувство тревоги и неприятные воспоминания

Учёные из американского Института биологических исследований Солка раскрыли механизм преобразования сенсорных сигналов от органов чувств в эмоцию страха. Оказалось, что объединять поступающие от органов чувств сигналы опасности и превращать их в ощущение тревоги помогает специальный пептид CGRP. Белок вырабатывается в нейронах во время испуга и помогает закрепить неприятные воспоминания в памяти. Биологи считают, что открытие поможет в лечении некоторых заболеваний, связанных со страхом, в частности посттравматического стрессового расстройства.
  • © Patrick Sheandell O'Carroll

Учёные из калифорнийского Института биологических исследований Солка нашли «молекулу страха». Веществом, отвечающим за ощущение страха при внешних угрозах, оказался пептид CGRP (calcitonin-gene-related peptide — кодируемый геном кальцитонина пептид). Исследование опубликовано в научном журнале Cell Reports.

Этот нейропептид, состоящий из 37 аминокислот, был открыт в 1982 году. На сегодняшний день известно, что CGRP играет ключевую роль в физиологическом механизме боли при мигрени. Препараты, ингибирующие выработку CGRP нейронами, применяются для симптоматического лечения приступов этой болезни. Кроме того, известно, что CGRP участвует в кроветворении, воздействуя на стволовые клетки крови и побуждая их выйти за пределы костного мозга.

Авторам работы удалось установить, что CGRP также позволяет нейронам объединять сенсорные сигналы об угрозе из разных областей мозга в один сигнал, который поступает затем в миндалевидное тело, которое и отвечает за формирование эмоций, включая страх.

• © fotografixx

Как отмечают учёные, восприятие внешних угроз обычно связано с разными внешними сигналами — визуальными, звуковыми и сенсорными. Науке известно, что различные типы сигналов воспринимаются разными областями головного мозга, однако до сих пор не удавалось понять механизм объединения этих ощущений в один сигнал тревоги.

Ранее некоторые исследования показали, что в областях мозга, направляющих сигналы тревоги в миндалевидное тело, присутствует CGRP. Это натолкнуло учёных на мысль о роли CGRP в формировании таких эмоций, как страх.