Марсианский «Казачок» и карта Галактики: астрофизик Александр Лутовинов — о космических проектах с участием России

Астрофизик Александр Лутовинов — о космических проектах с участием России

В 2020 году «Роскосмос» совместно с Европейским космическим агентством запустит миссию ExoMars-2020 с российской посадочной платформой «Казачок» для исследования Красной планеты. Об этом сообщил заместитель директора Института космических исследований РАН Александр Лутовинов. В интервью RT он также рассказал о работе российско-германской обсерватории «Спектр-РГ» и разработке монитора для МКС, который будет измерять космический рентгеновский фон.

— Расскажите о работе обсерватории «Спектр-РГ», которая вышла на орбиту в конце октября 2019 года.

— Обсерватория «Спектр-РГ» начала обзор всего неба 8 декабря. К середине лета мы должны будем закончить первый обзор. Мы получим карту, которая впоследствии может быть и не опубликована, но появятся первые данные для учёных. Будет понятно, как выглядит небо за один обзор «Спектра-РГ».

Каждый день приходят новые данные, в поисках ярких, интересных объектов мы просматриваем новые поля и источники. Сейчас всё оборудование успешно функционирует, тарелка в Уссурийске передаёт полученные от обсерватории данные в институтский ЦУП. Получить первую полную карту неба мы надеемся за полгода. За четыре года обозрения таких обзоров будет восемь. «Спектр-РГ» работает, и это очень здорово.

• Обсерватория «Спектр-РГ»
    • © Институт космических исследований РАН

— А какие ещё проекты запланированы на следующий год? Сообщалось, что в 2020 году «Роскосмос» планирует испытать посадочную платформу «Казачок» — десантный модуль, разработанный для международной марсианской миссии ExoMars-2020 с российским участием.

— Примерно на середину июля запланирован запуск ExoMars-2020. Это следующая миссия к Марсу после миссии ExoMars-2016, во время которой неудачно приземлился десантный модуль. На орбите остался аппарат, который сейчас летает вокруг Марса. На нём стоят четыре прибора, два из которых сделаны российскими учёными в Институте космических исследований, и они прекрасно функционируют. Исследователи пишут научные статьи, в этом году вышли две статьи в журнале Nature по данным, полученным с наших приборов.

ExoMars-2020 —совместная европейско-российская миссия. Россия предоставляет ракету-носитель, спускаемый аппарат и посадочный модуль — автоматическую марсианскую станцию. Этот проект важен с технической, научной и политической точек зрения. Мы сильно волновались: успеем ли сделать все приборы?

В настоящее время всё российское оборудование находится в Европе, идёт совместная технологическая сборка проекта. Россия выполняет свои обязательства, она всё вовремя успела поставить. Большое дело сделано совместно с предприятиями «Роскосмоса». Будем ждать в начале года результатов состыковок. Мяч сейчас на стороне наших европейских партнёров.

— Какое оборудование устанавливается?

— Магнитометры, метеорологические комплексы, инструменты для радионаучных экспериментов, для поиска воды, специальные камеры для оценки окружающей среды на месте посадки, различные спектрометры: диодно-лазерный — для мониторинга химического и изотопного состава атмосферы, новые версии гамма- и нейтронного спектрометров. С их помощью на глубине до метра можно исследовать, сколько там воды в виде льда.

• Старт марсианской миссии ExoMars-2020 запланирован на середину 2020 года