«Доставить на Землю вещество с поверхности планеты»: российский учёный — о задачах космической миссии «Венера-Д»

Российский учёный — о задачах космической миссии «Венера-Д»

Запуск российского космического аппарата «Венера-Д» предварительно назначен на 2029 год. Об этом в интервью RT заявил академик РАН, научный руководитель Института космических исследований РАН Лев Зелёный. Он отметил, что в последнее время Венера привлекает внимание международного космического сообщества, поэтому на планету будет отправлен целый флот аппаратов. Зелёный рассказал о главных задачах миссии «Венера-Д», среди которых — обнаружение внеземной жизни. Он также добавил, что отправка межпланетной станции в 2029 году является первой частью отечественной программы полётов на Венеру.
  • Полёт АМС «Венера-Д» в представлении художника
  • © NASA / JPL-Caltech

— На 12-м Международном симпозиуме по исследованиям Солнечной системы была оглашена примерная дата старта российской миссии «Венера-Д». Запуск аппарата предварительно назначен на 11 ноября 2029 года. Когда началась разработка аппарата «Венера-Д»?

— Разработка аппарата «Венера-Д» началась давно, в начале 2000-х годов. Проекты, к сожалению, разрабатываются долго. Например, обсуждение по разработке орбитальной обсерватории «Спектр-Рентген-Гамма», которая сейчас функционирует и выдаёт хорошие результаты, началось ещё в Советском Союзе.

Про Венеру мы говорим давно. Она исторически считается «русской» планетой, так как в 1970-е годы на неё восемь раз успешно садились советские космические аппараты. С тех пор планета стала очень популярной. В текущем десятилетии к Венере отправляется целый флот: индийский космический аппарат, два американских аппарата, один европейский и наш. Поэтому Венера фактически будет в центре внимания учёных, инженеров и всех, кто интересуется космосом.

— Что именно будет изучать аппарат на планете?

— Надо понимать, что в проекте участвуют много стран. До 2029 года времени много, и мы будем вносить соответствующие коррективы. Удачно получилось, что наши задачи, которые мы ставим перед собой, напрямую не конкурируют, а дополняют те, которые ставятся перед остальными — в европейской, индийской и американской миссиях. В этом случае возникает хорошая платформа для сотрудничества.

Венера имеет абсолютно экстремальные условия на поверхности. Она похожа на Землю, но сестрой нашей планеты её назвать нельзя. Температура на поверхности Венеры достигает 500 °C и давление почти в 100 раз больше, чем на Земле. Океаны, которые были на Венере, из-за «разогнавшегося» парникового эффекта испарились. Сейчас планета «укутана» плотным одеялом из облаков, и сквозь них очень сложно что-то увидеть с орбиты.

• Венера
  • AP
  • © NASA / JPL-Caltech

В 1970-х и начале 1990-х годов Венеру исследовали отечественные и американские космические аппараты. Благодаря им мы смогли увидеть, например, что на Венере расположены высокие горы. В нашей новой экспедиции мы планируем продолжить изучать поверхность Венеры.

Первая задача миссии — исследовать планету на новом уровне. Дать аппарату возможность функционировать подольше по сравнению с советскими, которые работали на поверхности всего полтора-два часа. Нам удастся продлить это время. Важно ещё то, что на нашем аппарате будут установлены гораздо более высокоинформативные приборы и хорошая оптика. Вторая задача — это исследование облаков. Всплеск бурного интереса к Венере последние два-три года связан с открытием в облаках планеты такого вещества, как фосфин. Это соединение фосфора и водорода, которое может свидетельствовать о жизнедеятельности некоторого типа бактерий. В облаках Венеры давление и температуры могут быть схожи с земными, и поэтому не совсем безумная идея — предполагать существование там микробной жизни. Также будут проводиться измерения уже на больших расстояниях от Венеры, и они будут связаны с солнечным ветром (потоком заряженных частиц, исходящим из верхнего, наиболее горячего слоя Солнца. — RT). Мы будем изучать, как атмосфера Венеры взаимодействует с этими потоками.

Запуск автоматической межпланетной станции «ЭкзоМарс-2016» «Марс умеет хранить свои тайны»: в Институте космических исследований рассказали об изучении Красной планеты
Марс остаётся крайне сложным для изучения космическим объектом, и полученные с его орбиты данные идут вразрез с результатами...

Но существуют ещё более смелые идеи. Например, Леонид Васильевич Ксанфомалити (профессор и известный планетолог) исследовал фотографии с советских аппаратов, которые были на Венере. На них он увидел, что некоторые объекты, которые похожи на камни, смещаются и меняют свою форму. Всё это могло казаться некими артефактами, но впоследствии профессор применил к этим изображениям самые современные методы обработки. Этот эффект остался и присутствовал на всех панорамах.

Представить жизнь в таких условиях атмосферы очень трудно, но мы понимаем, что возможны более экзотические формы жизни, чем привычные нам земные. Где азот, например, заменит углерод, а вместо воды будут какие-то другие вещества, например флюиды. Ответ на вопрос, есть ли жизнь на Венере, может быть дан только экспериментальным способом, поэтому мы будем тщательно следить за данными, которые нам будут присылать аппараты.

• Академик РАН, научный руководитель Института космических исследований РАН Лев Зелёный