Яркая метка: как новые соединения помогут врачам определить переизбыток кальция в организме

Как новые соединения помогут врачам определить переизбыток кальция в организме

Российские и немецкие химики синтезировали соединения, способные контрастно подсвечивать ионы кальция в растворах, биологических тканях и даже внутри клеток. Разработка поможет врачам определять опасные зоны с большим содержанием этого макроэлемента в организме. Новые соединения перспективны для терапии костных заболеваний, диагностики различных новообразований, а также для фундаментальных исследований внутриклеточных процессов с участием кальция.
  • Культура фибробластов человека, обработанная синтезированным соединением. Зелёным подсвечиваются ионы кальция внутри клеток, чёрные области внутри — клеточные ядра
  • © РХТУ

Международный коллектив учёных, представляющих Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (РХТУ), научный центр «Малотоннажная химия», Институт биологии гена РАН, Институт общей физики РАН, а также Технический университет Кемница (Германия) и Университет Эрлангена — Нюрнберга (Германия), разработал новый комплекс флуоресцентных соединений, способных показать переизбыток кальция в организме. Об этом сообщается в журнале Sensors and Actuators B.

Российские и немецкие химики разработали метод синтеза новых соединений, позволяющих не только находить, но и контрастно подсвечивать ионы кальция в костных и мягких тканях организма. Полученные молекулы содержат в себе две функциональные группы. Первая группа (бисфосфонатная) обнаруживает кальций в организме и химически связывается с ним, а вторая (нафталимидная) интенсивно флуоресцирует ярким светом под воздействием лазерного излучения.

По данным учёных, прямых аналогов новой разработки в мире не существует — известны лабораторные исследования некоторых схожих соединений, но их синтез очень сложный и дорогостоящий. Возможности новых молекул подтверждены серией экспериментов in vitro (в пробирке), в том числе на клетках соединительной ткани человека.

«До нас на данной оптической платформе никто флуоресцентные бисфосфонаты не создавал. Мы получили молекулу, которая идёт туда, где наблюдаются проблемы с костной или мягкими тканями. Получается такой рецептор, который соединяется с кальцием и подсвечивает его», — сообщил один из авторов работы, доцент РХТУ Максим Ощепков.

Эксперименты показали, что полученные молекулы легко проникают сквозь мембрану внутрь клеток, не повреждая их. Далее они связываются с ионами кальция, после чего их можно наблюдать с помощью флуоресцентного микроскопа.