Небеспочвенное подозрение: что могут рассказать бактерии чилийской пустыни Атакама о жизни на Марсе

Что могут рассказать бактерии чилийской пустыни Атакама о жизни на Марсе

На Марсе возможно существование жизни — к такому выводу пришли биологи из Аризонского и Берлинского технического университетов, исследовав образцы почвы чилийской пустыни Атакама и обнаружив там «спящие» бактерии. Суровые климатические условия в самом засушливом уголке Земли напоминают марсианские. Это позволило учёным предположить, что в недрах Красной планеты похожим образом могут сохраниться дремлющие микроорганизмы. О параллелях между земной и космической жизнью — в материале RT.
  • Пустыня Атакама в Чили
  • globallookpress.com
  • © Nils Kramer

Погодная аномалия

Биологи Аризонского и Берлинского технического университетов считают, что на Марсе возможно существование жизни. К такому выводу они пришли после того, как обнаружили в образцах почвы чилийской пустыни Атакама бактерии, способные в течение многих лет выживать в условиях, «приближенных к марсианским».

Пожар в крови: «спящие» бактерии могут быть причиной смертельных болезней у здоровых людей
Учёные из Манчестерского университета (Великобритания) и Университета Претории (Южная Африка) обнаружили возможную причину внезапных...

Данные микроорганизмы эпизодически находили в Атакаме и раньше. Однако не было ясно, являются ли они эндемичными для этой местности или же их приносил сюда ветер из других регионов. К тому же считалось, что бактерии не способны долго существовать в условиях засушливой пустыни.

В 2015 году Атакаму накрыл редкий для этого неприветливого уголка Земли тропический ливень. После дождя биологи взяли пробы грунта пустыни и обнаружили там взрыв активности микроорганизмов. Дальнейшие исследования показали, что недра Атакамы населяют эндемические виды бактерий, адаптированные к суровым местным климатическим условиям.

В течение следующих двух лет учёные продолжили наблюдать за бактериями и выяснили, что активизировавшиеся в результате погодной аномалии микроорганизмы по мере высыхания почвы «засыпают».

«Мы считаем, что эти бактериальные сообщества могут спать сотни и даже тысячи лет в условиях, очень схожих с марсианскими, а затем пробудиться, когда пойдёт дождь», — сообщил автор исследования Дирк Шульце-Макуч.

Есть ли жизнь на Марсе?

Пустыня Атакама, расположенная на западном побережье Южной Америки, считается самой засушливой на нашей планете. В среднем здесь выпадает примерно 15 мм осадков в год. Однако в некоторых районах метеостанции никогда не регистрировали дождей. Всё это позволило учёным провести параллель между климатическими условиями Красной планеты и Атакамы.

«На Атакаме когда-то находились озёра и различные водоёмы. Много тысяч лет назад дожди над Андами не прекращались, а вода от них поступала к Атакаме. В прошлом году учёные докопались до очень глубоких слоёв этой пустыни, где обнаружили органические остатки растений и животных, адаптированных к жизни только у воды или вовсе в воде. С Марсом произошла похожая ситуация», — сообщил в беседе с RT кандидат биологических наук научный сотрудник Лаборатории молекулярных основ эмбриогенеза ИБХ РАН Фёдор Ерошкин.

Есть версия, что миллионы лет назад поверхность Марса была покрыта океанами и озёрами и, вероятно, в те времена там могли процветать примитивные формы жизни. Затем планета высохла и стала холоднее. Учёные полагают, что марсианские бактерии могли пойти по такому же пути развития, что и их «сородичи» из Атакамы.

• Поверхность Марса