Генетическая путаница: учёные выявили у мышей-слепушонок псевдогены в ДНК

Учёные открыли псевдогены в геноме мышей-слепушонок

Российские учёные совместно с иностранными коллегами открыли наличие псевдогенов в геноме мышей-слепушонок. Речь идёт о вставках участков митохондриальной ДНК в ядерный геном животных. Исследование поможет биологам лучше разобраться в уникальных особенностях слепушонок: эти маленькие грызуны ведут подземный образ жизни, как и нестареющий африканский голый землекоп. Физиология слепушонок тоже является загадкой для учёных — зверьки долго остаются молодыми и ведут социальный образ жизни. Однако до последнего времени они были изучены намного меньше, чем их африканский «коллега».
Генетическая путаница: учёные выявили у мышей-слепушонок псевдогены в ДНК
  • © PeopleImages

Учёные Санкт-Петербургского государственного университета и Грайфсвальдского университета (Берлин) открыли наличие генетической путаницы в геноме подземных грызунов-слепушонок, обитающих в Евразии. Специалисты обнаружили у зверьков псевдогены, которые ранее мешали изучению генетики животных. Об этом RT сообщили в пресс-службе СПбГУ. Результаты исследования опубликованы в журнале Molecular Biology Report.

Как отметили авторы работы, обыкновенная слепушонка (Ellobius talpinus) — маленький грызун, обитающий в степях Евразии и ведущий подземный образ жизни. На сегодняшний день животные из рода слепушонки мало изучены, в отличие от других грызунов, обитающих под землёй, — африканских голых землекопов.

При этом слепушонки тоже представляют большой интерес для биологов из-за их образа жизни, социальности и необычных физиологических и генетических особенностей. Так, учёные пока точно не выяснили, как у этих грызунов происходит разделение на самцов и самок. Представители обоих полов у некоторых видов семейства слепушонки имеют одинаковый хромосомный набор — и самки, и самцы обладают только X-хромосомами. В то время как у большинства видов животных самцы имеют набор из двух разных хромосом — X и Y. Кроме того, есть данные, что эти грызуны не стареют, как и африканский голый землекоп, а также имеют довольно высокую для своих размеров продолжительность жизни.

В клетках слепушонок есть ДНК двух типов: ядерная, которая находится в хромосомах внутри ядра, и митохондриальная, находящаяся вне ядра в клеточных органеллах — митохондриях.

Аналогичный генетический аппарат есть и у мышей-полёвок. Кроме того, гены полёвок обладают уникальным свойством «самопересадки» — когда фрагменты ДНК из митохондрий могут проникать в ядро клеток и встраиваться в геном, становясь митохондриальными псевдогенами, передающимися по наследству.