«Требует сумасшедшей скорости»: учёные заметили вращение раскалённых точек на краю чёрной дыры в центре Млечного пути

Учёные заметили вращение раскалённых точек на краю чёрной дыры в центре Млечного пути

Международная группа астрономов впервые заметила вращение раскалённых пятен по периметру сверхмассивной чёрной дыры Стрелец А* в субмиллиметровом диапазоне с помощью радиотелескопов ALMA. Ранее подобные объекты учёным удавалось увидеть в других диапазонах — авторы работы уверены, что речь идёт об одном физическом явлении. Открытие поможет раскрыть природу этих раскалённых точек, а также лучше понять, какие процессы протекают вблизи горизонта событий чёрных дыр.
  • Изображение сверхмассивной чёрной дыры Стрелец *, полученное в рамках проекта Event Horizon Collaboration (EHT), с рисунком, который показывает расположение горячего пятна на орбите рядом с чёрной дырой
  • © The European Southern Observatory (ESO)

Международная группа астрономов обнаружила признаки вращения горячего пятна вокруг сверхмассивной чёрной дыры Стрелец А* с помощью радиообсерватории ALMA — (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array — Атакамская большая антенная решётка миллиметрового/субмиллиметрового диапазона). Чёрная дыра Стрелец A* расположена в середине Млечного пути, считается, что такие объекты присутствуют в центрах большинства спиральных и эллиптических галактик. Результаты исследования опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics.

«Мы считаем, что наблюдаем пузырь горячего газа, который быстро перемещается вокруг Стрельца А* по орбите, сравнимой по размеру с орбитой планеты Меркурий, но совершающего полный оборот примерно за 70 минут. Это требует сумасшедшей скорости, которая составляет около 30% скорости света!», — пояснил руководитель исследования, Мачек Вельгус из Радиоастрономического института Макса Планка в Бонне (Германия).

• Телескопы обсерватории ALMA
  • © Ronald Patrick

Комплекс радиотелескопов обсерватории ALMA расположен в чилийской пустыне Атакама, на плато Чахнантор, — местные климатические условия позволяют проводить наблюдения в субмиллиметровом диапазоне. Проект был реализован усилиями Европейской южной обсерватории (ESO), Национального научного фонда США (NSF) и Национальных институтов естественных наук Японии (NINS). В 2017 году обсерватория ALMA была подключена к проекту EHT (Event Horizon Telescope — Телескоп горизонта событий) — сети из восьми обсерваторий, работающий совместно по принципу радиоинтерферометра (радиоинтерферометр — инструмент для радиоастрономических наблюдений с высоким угловым разрешением, который включает несколько антенн, расположенных на большом расстоянии друг от друга. — RT).