Космическая столовая: учёные рассказали о внезапно «проснувшейся» чёрной дыре

Учёные рассказали о внезапно «проснувшейся» чёрной дыре

Учёные обнаружили чёрную дыру, которая внезапно «проснулась» и начала ускоренно «поедать» окружающий её газ. За короткий промежуток времени космический гигант значительно увеличился. Специалисты пришли к выводу, что выявлен новый способ «питания» чёрных дыр, объясняющий, как им удаётся быстро разрастаться до огромных размеров. Однако причина неожиданного «пробуждения» гиганта остаётся предметом будущих исследований.
Космическая столовая: учёные рассказали о внезапно «проснувшейся» чёрной дыре
  • Газовый диск, питающий сверхмассивную чёрную дыру во время излучения.
  • NASA

Сверхмассивные чёрные дыры в миллионы и даже миллиарды раз тяжелее Солнца, и располагаются они в центре большинства галактик. Однако учёным до сих пор непонятно, как эти объекты разрастаются до столь огромных размеров. На данный момент известно два способа «питания» чёрных дыр.

Одни космические гиганты «проглатывают» целые звёзды, которые буквально разрываются на части, попав в поле действия приливных сил космических гигантов. Другие питаются веществом из газопылевого диска, вращающегося вокруг них. В таком случае «кормление» происходит медленно, на протяжении тысяч лет и с относительно постоянной скоростью.

Чёрная дыра в представлении художника «Исключительная находка»: как свет умирающей звезды помог вычислить скорость вращения чёрной дыры
Американские учёные измерили массу и впервые вычислили скорость вращения сверхмассивной чёрной дыры в центре значительно удалённой от...

В новом исследовании более 20 астрономов из США, Чили, Польши и Великобритании под руководством специалистов из Тель-Авивского университета обнаружили чёрную дыру, которая внезапно «проснулась» и начала ускоренно «поедать» окружающий её газ.

В феврале 2017 года телескопы зарегистрировали яркую вспышку около сверхмассивной чёрной дыры в 14 млн раз тяжелее Солнца. В результате вспышки, получившей название AT 2017bgt, интенсивность оптического и ультрафиолетового излучения вокруг чёрной дыры увеличилась более чем на 50%.

Изначально учёные предположили, что огромный космический объект поглотил звезду. Однако после дальнейших детальных наблюдений, продолжавшихся 14 месяцев, астрономы пришли к выводу, что им удалось открыть новый способ «питания» чёрных дыр. Дело в том, что за относительно короткий промежуток времени космический гигант значительно прибавил в весе и продолжает расти до сих пор.

«Мы следили за этим событием с помощью земных и космических телескопов более года, и то, что мы видели, не было похоже ни на что из всего, что мы наблюдали раньше», — сообщил автор исследования Айэйр Аркави.

Многие данные, полученные в ходе новых наблюдений, согласуются с теоретическими предположениями исследователей, выдвинутыми ещё в 1980-х годах. Тогда учёные допустили, что чёрная дыра, «поедающая» газ из окружающей среды, может производить яркий свет. Однако зарегистрированный в новом исследовании вид вспышки учёные наблюдали впервые.

«Чёрные дыры оказались ещё более загадочными объектами, чем мы думали», — заявил соавтор исследования из обсерватории Лас Кумбрес в США Энди Хауэлл.

По словам учёных, чёрная дыра питается газом из пространства вокруг неё, однако газа должно быть достаточно много, чтобы космический гигант смог столь быстро прибавить в весе. По мнению специалистов, вещества из газопылевого диска может быть в таком случае недостаточно, а потому исследователи не исключают существование другого источника «пищи».

Астрономам также удалось зарегистрировать два других аналогичных случая поведения чёрных дыр. Чем именно вызвано внезапное пробуждение этих гигантских объектов, пока неясно. Чтобы в этом разобраться, необходимо зафиксировать больше подобных случаев.

«Это единственный способ понять, что ускоряет рост чёрной дыры, и, возможно, наконец разгадать тайну того, как формируются эти гигантские монстры», — подчеркнул Аркави.