Маскировка и хитрость: учёные обнаружили новое доказательство сложной организации неандертальского общества

Учёные обнаружили новое доказательство сложной организации неандертальского общества

Неандертальцы могли использовать технику маскировки и тщательно планировать охоту, доказала группа европейских учёных. Благодаря специальной экспертизе исследователи установили, что представители вида Homo neanderthalensis на охоте могли буквально вплотную подбираться к оленям. Этот факт позволяет говорить о развитой коммуникации древних людей, а также об их способности к адаптации. Так учёные подкрепили новым доказательством теорию, что неандертальское общество имело довольно сложную организацию. О технических и социальных достижениях наших палеолитических родственников — в материале RT.
  • © Wikimedia

В издании Nature Ecology & Evolution опубликовано новое исследование об охотничьей тактике дальних родственников современного человека — неандертальцев. Авторы работы — группа европейских учёных под руководством известного археолога, профессора Майнцского университета Сабины Годзински-Виндхойзер.

Учёные обследовали кости двух особей вымершего оленя Dama dama geiselana, обнаруженные более 20 лет назад на стоянке неандертальцев Ноймарк-Норд (Neumark-Nord) в Германии. Животные, предположительно, стали охотничьим трофеем неандертальцев около 120 тыс. лет тому назад.

Как оказалось, раны, от которых погибли животные, были нанесены копьями, причём с очень близкого расстояния. Об этом свидетельствует глубина повреждений, которые остались на костях, и направление удара.

Натурный эксперимент

Чтобы убедиться в правильности своих выводов, учёные воссоздали неандертальское копьё и стали наносить им удары по специально подобранным оленьим тушам под тем же углом, что и древние охотники. Результаты экспертизы показали, что повреждения были практически идентичными.

Таким образом, неандертальцы не метали копья в оленей издалека, а умудрялись приблизиться к животным чуть ли не вплотную. По мнению Сабины Годзински-Виндхойзер, слова которой приводит издание Phys.org, такая охота требовала тщательного планирования и навыков маскировки. И это свидетельствует о хорошо налаженном сотрудничестве между охотниками.

• © MONREPOS Archaeological Research Centre and Museum for Human Behavioural Evolution

Неандертальцы жили и охотились в районе Ноймарк-Норд примерно 135—115 тыс. лет назад. Раскопки на этом месте ведутся с 1980-х годов. Они принесли археологам тысячи каменных артефактов эпохи среднего палеолита и десятки тысяч костей крупных млекопитающих, включая оленей, диких лошадей и быков.

«Исследование было проведено командой профессионалов, с некоторыми из них мы знакомы лично. С моей точки зрения, выводы коллег не меняют принципиально наши представления об охоте неандертальцев, но дополняют данные об их охотничьих стратегиях», — рассказала в интервью RT научный сотрудник АНО «Лаборатория доистории», кандидат исторических наук Любовь Голованова.

В беседе с RT доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Станислав Дробышевский отметил, что самое уникальное в открытии — сведения о том, что два неандертальца охотились на ланей из засады при помощи копий, однако это не значит, что «все неандертальцы охотились именно таким способом все 100 тыс. лет их существования».

Охотники или падальщики?

До сих пор учёные ведут дискуссии о том, чем и как питались древние представители рода Homo. В своё время известный американский археолог Льюис Бинфорд предположил, что наши древние родственники, вплоть до неандертальцев и ранних кроманьонцев, были падальщиками и ели останки погибших или убитых хищниками крупных млекопитающих. Эта теория увлекла многих, однако на сегодняшний день учёным буквально по крупицам удалось собрать свидетельства, что и неандертальцы, и кроманьонцы всё же добывали пищу преимущественно охотой.

«Например, изучение охотничьих стратегий неандертальцев из широко известной Мезмайской пещеры (Северо-Западный Кавказ. — RT) показало, что среди костей бизонов (Bison priscus — вымерший вид. — RT) преобладают останки особей в расцвете сил, что позволяет сделать вывод: неандертальцы охотились выборочно на половозрелых бизонов. На основании состава костей животного палеонтологи предполагают, что бизонов разделывали на месте охоты, а на стоянку приносили наиболее мясные части туши», — рассказала Любовь Голованова.

• Кадр из фильма «Последний неандерталец»