Термоядерный синтез, X-частица и управление траекторией астероида: самые заметные научные события 2022 года

Самые заметные научные события 2022 года

Ушедший 2022 год ознаменовался целым рядом важных научных событий. Так, специалистам впервые удалось изучить структуру загадочной X-частицы, которую физики называют свидетельницей рождения Вселенной. Российские учёные открыли новый перспективный подход к лечению болезни Альцгеймера и запустили в космос первые спутники из будущей орбитальной группировки «Сфера». Американские исследователи совершили важный шаг в области термоядерного синтеза, а люди по всему миру столкнулись с угрозой нового зоонозного заболевания — оспы обезьян.
  • © Gettyimages.ru / РИА Новости

Неуловимая X-частица

Научный журнал Physical Review Letters опубликовал статью, в которой говорилось о первом в истории эксперименте по получению X-частиц в кварк-глюонной плазме на Большом адронном коллайдере (БАК) в ЦЕРН. Измерения, на основании которых сделаны такие выводы, были произведены на одном из двух детекторов элементарных частиц БАК — компактном мюонном соленоиде (англ. Compact Muon Solenoid — CMS). В работе принимали участие учёные из десятков стран, включая Россию.

Мезон X (3872) был обнаружен физиками ещё в 2003 году во время эксперимента по столкновению высокоэнергетических электронов и позитронов. Однако тогда полученные частицы «прожили» слишком недолго, чтобы учёные смогли изучить их структуру. Физики предположили, что изучить загадочную частицу можно в кварк-глюонной плазме.

Проверить эту гипотезу опытным путём удалось только в 2022 году.

Считается, что Х-частицы являются своего рода свидетелями рождения Вселенной — они возникли спустя миллионные доли секунды после Большого взрыва в раскалённом до 1 трлн

°С «супе» из кварков и глюонов, которые по мере остывания начали объединяться в протоны и нейтроны. Однако перед этим кварки и глюоны активно сталкивались, в результате чего и возникали Х-частицы.

Изучение структуры этих мезонов позволит учёным лучше понять, как именно проходили первые этапы формирования нашей Вселенной.

Лечение паралича

Тель-Авивский университет сообщил о первом в истории успешном опыте по имплантации выращенного из человеческих жировых клеток спинного мозга. Пересадка имплантата позволила снова начать ходить всем подопытным мышам, страдавшим от острого паралича, и 80% грызунов с хронической формой заболевания.

• © D-Keine

Для выращивания имплантата израильские биологи использовали жировую ткань человека. С помощью методов генной инженерии учёные вернули жировые клетки в состояние стволовых эмбриональных клеток. Такие клетки способны превращаться в клетки любых тканей организма.

Починка антисмысловой нити: учёные открыли механизм восстановления повреждений цепочки ДНК
Российские учёные в составе международной исследовательской группы раскрыли молекулярный механизм, который запускает починку нити ДНК,...

Затем учёные поместили полученные стволовые клетки в специальный гидрогель, не позволяющий иммунной системе атаковать инородные ткани. Уже заключённые в защитную оборочку стволовые клетки специалистам удалось превратить в трёхмерные имплантаты спинного мозга.

Учёные надеются, что методику можно будет применять для лечения парализованных людей — после проведения необходимых клинических испытаний.

Древнейшая галактика

Пресс-служба Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра (CfA) сообщила об открытии международным коллективом учёных самой далёкой и древней галактики из всех ранее наблюдаемых людьми.

Галактика, получившая название HD1, расположена в созвездии Секстанта на расстоянии 13 млн световых лет от Земли. Поэтому мы видим этот объект в том состоянии, в каком он находился всего через 300 млн лет после Большого взрыва — почти сразу после того, как в молодой Вселенной началось формирование первых звёзд.

HD1 — относительно небольшая, но необычно яркая галактика. Согласно научной гипотезе, яркостью HD1 может быть обязана повышенной активности сверхмассивной чёрной дыры в её центре или же тому, что большинство звёзд галактики являются состоящими из чистого водорода короткоживущими светилами.

Оспа обезьян

На фоне продолжающейся пандемии COVID-19 сообщения о распространении новых опасных инфекций вызывали особую тревогу и специалистов, и общества. В мае в центре внимания эпидемиологов и СМИ оказалась вспышка оспы обезьян. Хотя отдельные случаи этого зоонозного заболевания у людей отмечались и прежде, на этот раз вирус распространился среди десятков тысяч людей по всему миру.

Вирус оспы обезьян «Бояться крупных вспышек среди людей пока не стоит»: вирусолог Пётр Чумаков — о степени опасности оспы обезьян
Обычно оспа обезьян протекает легко и не приводит к тяжёлым последствиям для здоровья человека, рассказал в интервью RT...

Впервые инфекция была выявлена в 1958 году у лабораторных обезьян. Возбудитель способен преодолевать межвидовой барьер и передаваться от животных к человеку, а также циркулировать среди людей. Вирус оспы обезьян передаётся при физическом контакте и через предметы.

Болезнь проявляется в виде лихорадки, головной боли, боли в мышцах. Также на теле пациента появляется сыпь. В большинстве случаев болезнь проходит сама за несколько недель, но может вызывать и тяжёлое состояние вплоть до летального исхода. По данным ВОЗ, летальность оспы обезьян составляет от 1 до 10%. При этом защиту от этого заболевания способна обеспечить вакцина, разработанная в своё время для профилактики натуральной оспы.

ВОЗ объявила вспышку оспы обезьян в нескольких странах чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение. К осени общее число случаев инфицирования оспой обезьян в мире достигло более 70 тыс. человек.

Фотография чёрной дыры Млечного Пути

Первое в истории изображение тени сверхмассивной чёрной дыры, расположенной в центре нашей галактики Млечный Путь, было получено с помощью глобальной сети радио- и миллиметровых обсерваторий под названием «Телескоп горизонта событий» (Event Horizon Telescope, EHT). Чёрная дыра расположена на расстоянии около 27 тыс. световых лет от Солнца и связана с радиоисточником Sagittarius A* (Стрелец A*).

• Первое в истории изображение тени сверхмассивной черной дыры, расположенной в центре нашей галактики