Фактор глобального потепления: как активировать механизм иммунной защиты растений в условиях аномальной жары

Как активировать механизм иммунной защиты растений в условиях аномальной жары

Глобальное потепление несёт серьёзные риски для продовольственной безопасности и сельского хозяйства, поскольку в условиях аномальной жары иммунная система растений перестаёт эффективно бороться с вредителями и болезнями. Об этом говорится в научной статье, опубликованной в журнале Nature. Её авторы открыли молекулярный механизм активации иммунитета растений в условиях жары — выяснилось, что за эти процессы «отвечает» специальный ген. Исследователи смогли создать растения, которые в условиях повышенных температур включают иммунную защиту.
  • © WLADIMIR BULGAR/SCIENCE PHOTO LIBRARY

Международная группа учёных открыла ген, отвечающий за устойчивость растений к высоким температурам, и сумела с помощью генных технологий создать растения, хорошо переносящие жару. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Авторы работы напоминают, что глобальное потепление, приводящее ко всё более частым случаям экстремальной жары, может оказать серьёзное влияние на растения, включая сельскохозяйственные культуры.

При этом известно, что высокая температура подавляет у растений способность к выработке естественного гормона — салициловой кислоты. Этот регулятор активирует иммунную систему растения для эффективной борьбы против вредных микроорганизмов, таких как бактерии. Согласно приведённым данным, уже сегодня вредители и болезни растений наносят большой вред продовольственным культурам, уничтожая до 40% мирового урожая.

Влияние глобального изменения климата на экономику ряда стран действительно нарастает, это отмечают и другие исследователи. Например, накануне в журнале Environmental Research было опубликовано исследование учёных-климатологов, которые пришли к выводу, что изменение климата приводит к усилению волн тепла, подобных аномальной жаре этого года в Индии и Пакистане, когда температура поднималась до +50 °C.

• AFP