Звёздная «река»: учёные обнаружили «шлейф» карликовой галактики, разорванной гравитационными силами Млечного Пути

Учёные обнаружили «шлейф» карликовой галактики, разорванной гравитационными силами Млечного Пути

Учёные обнаружили остатки звёздного скопления, разорванного гравитационными силами Млечного Пути около 1 млрд лет назад. Объект находится в 326 световых годах от Земли и состоит из более чем 4 тыс. светил, обращающихся вокруг центра нашей галактики. Длина звёздной «реки» достигает 1,3 тыс. световых лет, а ширина — 160 световых лет. Открытие удалось сделать благодаря данным телескопа Gaia, которые помогли создать самую точную и подробную 3D-карту Млечного Пути.
  • © Matt Anderson Photography

Учёные из Венского университета обнаружили новый звёздный поток — остатки звёздного скопления, разорванного гравитационными силами Млечного Пути около 1 млрд лет назад. Объект находится примерно в 326 световых годах от Земли — по космическим меркам совсем недалеко — и состоит из более чем 4 тыс. светил, обращающихся вокруг центра нашей галактики. Длина этой звёздной «реки» достигает 1,3 тыс. световых лет, а ширина — 160 световых лет.

«Обнаруживать близлежащие звёздные потоки так же непросто, как разыскивать иголку в стоге сена. Недавняя «находка» астрономов присутствует в их поле зрения давно, поскольку «покрывает» собой наибольшую часть ночного неба. Просто понимание того, что они наблюдают именно звёздный поток, пришло к ним только сейчас», — сообщил автор исследования Жуан Алвес.

Открытие удалось сделать благодаря данным телескопа «Гея» (Gaia) о местоположении и движении более чем 1 млрд звёзд нашей галактики. С помощью этой информации учёные смогли составить самую точную и подробную трёхмерную карту Млечного Пути.

Отметим, что на данный момент астрономам известно 15 звёздных потоков в Млечном Пути. Все они являются «остатками» шарового звёздного скопления или карликовой галактики, разорванной гравитационными силами Млечного Пути в далёком прошлом.

«Большинство звёздных скоплений галактического диска после рождения начинают стремительно рассеиваться из-за того, что звёзд в них слишком мало для формирования достаточного гравитационного потенциала. Иными словами, им не хватает «клея», который удерживал бы звёзды близко друг к другу. Однако оказалось, что даже в непосредственной близости к Солнцу имеется несколько кластеров со звёздной массой, достаточной для того, чтобы звёзды оставались «связанными» друг с другом в течение нескольких сотен миллионов лет», — пояснил автор исследования Стефан Мейнгаст.

В будущем авторы исследования планируют найти новые звёздные скопления с помощью базы данных телескопа Gaia.