«Викинги могли нежиться под солнцем»: учёные опровергли миф о суровой погоде средневековой Гренландии

Климат Гренландии в эпоху викингов оказался значительно теплее, чем считалось раньше. Учёные выяснили, что в 985—1450 годах н.э., когда викинги населяли остров, воздух летом прогревался до +10 °C. В предыдущие и последующие века в «Зелёной стране» было прохладнее. Исследователи предположили, что потепление климата могли вызывать тёплые океанические течения в регионе.
  • Реконструкция церкви в поместье Эрика Рыжего Братталид в окрестностях Нарсака
  • © G. Everett Lasher/Northwestern University

Климат Гренландии в эпоху викингов оказался значительно теплее, чем считалось раньше. К таким выводам пришли учёные из Северо-Западного университета (США). Геологи исследовали пробы грунта из озёрных отложений, взятые в окрестностях Нарсака — города на юго-западе острова, заселённого викингами в 985—1450 годах.

Специалисты изучили химический состав ископаемых останков хирономид — двукрылых насекомых, живущих в воде. По относительному содержанию изотопов кислорода в экзоскелетах этих существ можно судить о температуре окружающей среды. В результате учёные выяснили, каким был климат Гренландии на протяжении последних трёх тысяч лет. Оказалось, что в эпоху викингов воздух летом прогревался до +10 °C. Однако в предыдущие и последующие века средняя температура была на 1,5 °C ниже.

«В фильмах и телесериалах викинги предстают дюжими молодцами в шкурах и железных шлемах, стойко переносящими морозы. Однако новые научные данные указывают на то, что, обосновавшись в Гренландии, они могли нежиться (под солнцем) летом при температуре +10 °C», — сообщается в пресс-релизе Северо-Западного университета.