«Понимание природы процессов»: российские учёные определили геномные предпосылки развития сахарного диабета

Учёные узнали, какой родительский ген способен на 70% защищать от диабета

Генетики из Курского государственного медицинского университета определили мутации, которые повышают и, напротив, снижают риск развития сахарного диабета второго типа. Кроме того, учёные выявили последовательность в ДНК, которая может на 70% снижать вероятность развития заболевания и передаётся по наследству от одного из родителей. По словам авторов работы, результаты исследования помогут лучше понять молекулярные механизмы проявления этого тяжёлого недуга и выработать меры для его профилактики и лечения.

Учёные из Курского государственного медицинского университета установили, какие именно мутации в генах человека повышают или снижают риск развития сахарного диабета второго типа. Так, одна передающаяся от кого-то из родителей мутация ДНК снижает риск заболеть примерно на 70%, выяснили авторы работы. Полученные данные помогут в будущем разработать персональную терапию и методы профилактики диабета. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда, опубликованы в журнале International Journal of Obesity. Об этом RT сообщили в пресс-службе фонда.

Диабет — распространённое эндокринное заболевание. По данным ВОЗ, в 2021 году в мире насчитывалось свыше 0,5 млрд пациентов с этим диагнозом. К середине столетия число людей с диабетом может достичь почти 1,5 млрд, прогнозирует организация. В России по состоянию на 2023 год проживало около 5 млн пациентов с диагностированным диабетом.

При диабете второго типа особые β-клетки поджелудочной железы гибнут, а поскольку именно они вырабатывают инсулин, организм перестаёт нормально усваивать глюкозу — и её концентрация в крови растёт.

Разрушение β-клеток происходит по следующему сценарию: сначала в них накапливаются молекулы проинсулина — это белок, из которого в норме должен образовываться инсулин. Однако в данном случае эти молекулярные цепочки имеют неправильную конфигурацию. В ответ в организме начинает вырабатываться особый белок ATF6, который «контролирует» качество белков в организме. Однако если ATF6 воздействует на клетки слишком долго, это приводит к их гибели, что и происходит с β-клетками поджелудочной железы при развитии сахарного диабета второго типа.