Знать в лицо: Вашингтон займётся исследованием аудитории в странах бывшего СССР

Американское правительственное агентство BBG, контролирующее русскоязычные медиа «Голос Америки» и «Радио Свобода», выделит средства на изучение аудитории в разных странах, в том числе в России, на Украине и в Белоруссии. Соответствующий контракт размещён на официальном правительственном портале. Между тем Генеральный инспекторат Госдепа США обнаружил, что правительственные гранты на миллионы долларов зачастую направляются организациям без отчёта и подписи поставщиков, а в киевском бюро «Радио Свобода» и вовсе подписываются пустые чеки.
американское иновещательное агентство BBG займётся исследованием своей аудитории в России
  • Reuters

США в лице правительственного агентства — Совета управляющих по вопросам вещания (BBG), которое финансирует русскоязычные «Радио Свобода» и «Голос Америки», — планируют начать масштабные исследования аудитории в иностранных государствах. При этом в списке стран, интересующих агентство, числятся среди прочих Россия, Украина и Белоруссия. Соответствующий госконтракт размещён на правительственном портале США.

Глобальный мониторинг

BBG, в частности, ищет организации, которые займутся «программой регулярных, актуальных и точных исследований аудитории» в иностранных государствах.

Результаты таких исследований совет будет использовать для лучшего «понимания рынка» и изменения своего контента в соответствии с предпочтениями общества в других странах. Так, совет планирует выяснить, какой информационный контент, теле- и радиопередачи вызывают интерес у зрителей разных стран.

«Вещательные организации BBG должны иметь доступ к данным разнообразных исследований рынка и аудитории, чтобы иметь возможность анализировать закономерности поведения СМИ и характер их изменений», — говорится в документе.

Ведомство также подберёт специалистов по демографии и статистике, редакторов и экспертов-аналитиков. Новый штат сотрудников также будет вести мониторинг интернета.

Помимо России, Украины и Белоруссии в списке стран, интересующих агентство, указаны Грузия, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Азербайджан, Армения и др.

Независимая журналистика

Деятельность BBG финансируется правительством Соединённых Штатов и регулируется сенатом. Государственное агентство координирует организации, вещающие на 61 языке более чем в 125 странах мира. Однако особое внимание Вашингтон уделяет вещающим в странах бывшего СССР информационным агентствам «Голос Америки» и «Радио Свобода». Среди целей агентства указывается «борьба с российским влиянием и пропагандой».

Также по теме
«Влияют на итоги выборов»: в Госдуме заявили о вмешательстве СМИ США в российскую политику
Партия «Единая Россия» пришла к выводу, что финансируемые из США медиа вмешиваются во внутреннюю политику РФ. Такую точку зрения...

Так, согласно подписанному Бараком Обамой в декабре 2016 года Закону о сохранении финансирования в сфере безопасности, совет реализует программу противодействия влиянию Москвы в рамках «международных вещательных операций».

Интересно, что корпорация BBG формально выделяет средства НКО и СМИ, которые занимаются поддержкой гражданского общества в иностранных государствах. В реальности же, по мнению экспертов, деятельность финансируемых Вашингтоном структур сводится к дискредитации официальных властей в странах вещания.

Так, на заседании в Госдуме 19 апреля были представлены результаты исследования департамента анализа IT-компании «M13». Согласно данным организации, «Радио Свобода» и «Голос Америки» предоставляли одностороннюю информацию вместо нейтрального освещения деятельности партий, претендующих на думские мандаты. К тому же, по данным компании, эти СМИ в своей работе почти не используют позитивные новости о России и ситуации внутри страны (лишь 2-3% от общего числа материалов), в то время как негативных новостей — 43%.

американское иновещательное агентство BBG займётся исследованием своей аудитории в России
  • AFP

Финансовые потоки

Отметим, что годовой бюджет «Голоса Америки» на 2017 год составляет $224,4 млн. Аудитория радиостанции и интернет-издания насчитывает 236,6 млн человек.

Кроме того, на «Радио Свобода» из бюджета BBG в 2017 году выделили более $100 млн. Также холдинг финансирует «Радио Свободная Азия» и Ближневосточную сеть радиовещания (в целом более $150 млн в 2017 году), около $60 млн власти США направляют на деятельность Бюро по международному вещанию.

В общей сложности бюджет агентства на 2017 год составил $777 млн. 

Пустые чеки и миллионы без подписи

Кроме официально одобренного бюджета правительство США направляет через структуры BBG многочисленные гранты. Последними инициативами Вашингтона стали госконтракт для телевизионного провайдера в целях увеличения охвата украинской аудитории и тендер для специалистов, предполагающий расширение вещания в России, Таджикистане, Иране.

Всего, как ранее выяснил RT, с мая 2016-го до мая 2017 года правительственная организация BBG опубликовала информацию о 117 подобных правительственных закупках.

Однако оказалось, что десятки таких грантов буквально «пропадают» — зачастую государственное финансирование направляется в никуда, а миллионы долларов американских налогоплательщиков расходуются и вовсе без оформления соответствующих бумаг.

Об этом говорится в недавнем отчёте Генерального инспектората Госдепартамента США, который занимается проверкой государственных структур. Так, согласно документу, «Радио свобода» направило без одобрения BBG 11 грантов на $14 млн — этих тендеров даже не было в годовом финансовом плане. На некоторых госконтрактах вообще отсутствуют подписи поставщиков.

Кроме того, инспекторат выяснил, что агентство документально не закрывало гранты с истёкшим сроком действия. В киевском отделении «Радио Свобода» обнаружено три подписанных пустых чека. «Подписание пустых чеков увеличивает риск злоупотреблений и незаконного присвоения средств», — говорится в документе.

Популярная «правда»

Напомним, информационные агентства «Радио Свобода» и «Голос Америки» активно продвигаются и в социальных медиа. В 2017 году эти СМИ занимают лидирующие позиции среди радиостанций в рейтинге цитируемости в соцсетях компании «Медиалогия».

американское иновещательное агентство BBG займётся исследованием своей аудитории в России
  • AFP

При этом, согласно статистике, представленной самим BBG, рекордные рейтинги изданиям создаёт освещение протестов в Белоруссии и России, а также выборы в Сербии и Армении.

Также по теме
Кампания влияния: как «Радио Свобода» использует протесты в РФ и Белоруссии для рейтингов
Американский Совет управляющих по вопросам вещания представил статистику, согласно которой «Голос Америки» и «Радио Свобода» собирают...

«В период с 26 по 28 марта видеорепортажи Русской службы РС/РСЕ («Радио Свобода». — RT) с демонстраций 26 марта, организованных борцом с коррупцией и оппозиционным лидером Алексеем Навальным, были просмотрены на сайте YouTube 3,2 млн раз», — указано в тексте документа, подготовленного BBG.

Рекордное число просмотров собрали также репортажи «Радио Свобода» о масштабных акциях протеста в Белоруссии против введения так называемого налога на тунеядство.

«За два дня прямые интернет-трансляции белорусской службы с места событий собрали 3 млн просмотров в Twitter, 1,3 млн — на YouTube, 850 тыс. — в Facebook плюс сотни тысяч просмотров в российских «Одноклассниках» и «ВКонтакте», — приводит статистику Совет управляющих по вопросам вещания.

Без ограничений

В мае 2017 года в Госдуме заявили, что подконтрольные BBG СМИ вмешиваются в российскую политику. Тогда председатель комитета по информационной политике Леонид Левин заявил, что «американское правительство само активно занимается пропагандой под видом журналистики».

Партия «Единая Россия» заинтересована в проверке информации о том, что некоторые российские СМИ подписали с BBG договоры о публикации материалов, подготовленных государственными зарубежными изданиями.

В частности, в официальных документах BBG говорится о заключении «соглашения о сотрудничестве VOA (Voice of America. — RT) Russian с общенациональными СМИ — такими, как РБК, «Эхо Москвы» и «Дождь» — для работы с российской аудиторией».

Однако депутат Леонид Левин отметил, что не считает нужным введение каких-либо ограничений для подконтрольных США СМИ.

При этом он сделал ремарку: Госдума оставляет за собой право на зеркальные меры, если конгресс США продолжит попытки на законодательном уровне ограничить работу RT и Sputnik.

Самые свежие новости России и мира на нашей странице в Facebook
Сегодня в СМИ
Загрузка...
  • Лента новостей
  • Картина дня
Мир
Загрузка...
Бывший СССР