Светлые пятна: астрофизики обнаружили гигантские магнитные вспышки на поверхности горячих субкарликов

Астрофизики обнаружили гигантские магнитные вспышки на поверхности горячих субкарликов

Европейские астрофизики обнаружили гигантские магнитные пятна на поверхности горячих субкарликов. Такие космические объекты имеют переменную яркость, при этом их масса примерно вдвое меньше солнечной, а температура в несколько раз выше. Они находятся на эволюционной стадии горения гелия в ядре — промежуточной между красным гигантом и белым карликом. Энергия вспышек на таких звёздах может в миллионы раз превышать энергию вспышек на Солнце. Учёные полагают, что изучение обнаруженных пятен поможет лучше объяснить магнитные процессы у других астрономических объектов, в том числе у жёлтых и белых карликов.
  • Гигантское магнитное пятно на поверхности горячего карлика (в представлении художника)
  • © ESO / L. Calçada, INAF-Padua / S. Zaggia

Астрофизики из Европейской южной обсерватории обнаружили гигантские магнитные пятна на звёздах так называемой горизонтальной ветви шаровых скоплений — горячих субкарликах. Об этом сообщается в журнале Nature Astronomy.

С помощью мощных инструментов телескопа VLT в Чили учёные исследовали магнитные процессы, происходящие на поверхности горячих субкарликов. Такие космические объекты имеют переменную яркость, при этом их масса примерно вдвое меньше солнечной, а температура — в несколько раз выше.

Как пояснил в беседе с RT доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН Лев Рафаилович Юнгельсон, изученные европейскими учёными объекты с точки зрения теории эволюции звёзд являются промежуточным звеном между красными гигантами и белыми карликами.

«Европейскими коллегами исследованы группы звёзд около 0,5 солнечной массы, которые происходят от более массивных звёзд — до 7—8 масс Солнца. Они известны как звёзды горизонтальной ветви, или горячие субкарлики. Эти звёзды ранее были красными гигантами, но при этом они по каким-то причинам потеряли водородные оболочки, и у них обнажились гелиевые ядра», — отметил Юнгельсон.

Небольшие и сверхгорячие звёзды-субкарлики часто образуются в двойных системах, когда одна звезда силой притяжения стягивает водородную оболочку своего спутника. Однако, к удивлению учёных, большинство исследованных ими субкарликов хоть и находились в плотных звёздных скоплениях, не имели гравитационно связанных спутников. При этом яркость таких звёзд постоянно и часто изменялась, иногда в течение нескольких недель или даже дней.

В результате учёные пришли к выводу — горячие субкарлики покрыты массивными пятнами, вызываемыми мощными магнитными полями этих звёзд.

«Когда были исключены все другие варианты, остался лишь один способ объяснить наблюдаемые изменения их яркости. На этих звёздах должны быть пятна!» — отметил один из авторов исследования из Падуанской обсерватории Итальянского национального института астрофизики, Симоне Дзаджа.

По мнению учёных, гигантские пятна на горячих субкарликах сильно отличаются от тёмных пятен на нашем Солнце, хотя они тоже вызваны магнитными полями. В отличие от солнечных пятен, эти явления очень мощные и устойчивые. При этом они более яркие и горячие, чем субкарлики, поэтому становятся не тёмными, а светлыми. Также исследователи зафиксировали ряд внезапных взрывов — вспышек невероятной мощности на поверхности таких звёзд.