Древний хищник: учёные обнаружили окаменелости плотоядного родственника насекомых, крабов и пауков

Учёные обнаружили окаменелости плотоядного родственника насекомых, крабов и пауков

Канадские учёные обнаружили окаменелости одного из первых животных — ранее неизвестного ископаемого родственника насекомых, крабов и пауков. Это существо, камброрастер серповидный, проживало на Земле около 500 млн лет назад — в кембрийский период палеозойской эры. На тот момент это был один из крупнейших хищников: его длина достигала 30 см, он имел массивный панцирь, граблеобразные когти и острые зубы.
  • Реконструкция внешнего вида Cambroraster falcatus
  • © Lars Fields / Royal Ontario Museum

Палеонтологи из Королевского музея Онтарио и Университета Торонто обнаружили окаменелости камброрастера — хищного членистоногого родственника насекомых, крабов и пауков, жившего полмиллиарда лет назад. О ранее неизвестном науке ископаемом животном сообщается в журнале Лондонского королевского общества Proceedings of the Royal Society B.

Уникальное место находки, сланцы Бёрджес, расположено в Скалистых горах на территории канадской провинции Британская Колумбия. Оно известно палеонтологам с 1909 года и уже более ста лет приносит множество необычных открытий, так как содержит окаменелости кембрийского периода палеозойской эры, которым около 506 млн лет.

Находки в этой области стали убедительным доказательством «кембрийского взрыва» — внезапного увеличения биоразнообразия на планете, сопровождавшегося появлением скелетной фауны и хищников. Первые находки камброрастера были сделаны ещё в 2012 году, однако ключевые образцы были обнаружены полевой экспедицией прошлым летом.

• © Scott Loan / Royal Ontario Museum

«Размеры камброрастеров (до 30 см. — RT) во времена их существования впечатляли сильнее, поскольку большинство животных, живших в кембрийский период, были меньше мизинца. Камброрастер — дальний родственник знаменитого аномалокариса («необычной креветки» — крупного членистоногого ископаемого животного кембрийского периода. — RT), самого опасного морского хищника того времени, однако рацион у них, по-видимому, сильно различался», — заявил руководитель исследования, сотрудник Университета Торонто Джо Мойсюк.

Учёные отмечают, что вымершее животное достигало в длину 30 см и имело примечательные когти, параллельно расположенные ряды которых напоминают грабли.

«Мы считаем, что камброрастер, вероятно, использовал эти конечности, чтобы просеивать осадок и ловить прячущуюся в нём добычу в «сеть», образованную рядами крючковатых шипов», — добавил доктор Жан-Бернар Карон, руководитель экспедиции, обнаружившей окаменелости.

• Целиковый экземпляр Cambroraster falcatus. Сланец, в котором было найдено ископаемое существо, раскололся на две половины