Изобретая нож: древние люди в разных частях планеты могли придумать каменные орудия независимо друг от друга

Древние люди в разных частях планеты могли придумать каменные орудия независимо друг от друга

На месте археологических раскопок в Эфиопии международная группа учёных обнаружила сотни орудий труда, возраст которых превышает 2,6 млн лет. Ранее самыми древними свидетельствами систематического производства и использования каменных инструментов считались находки в разных местах планеты, которым было не более 2,58 млн лет. После изучения последних находок исследователи сделали предположение, что в самом начале каменного века древние люди в разных частях нашей планеты изобретали инструменты независимо друг от друга.
  • © Man_Half-tube

Американские археологи-палеонтологи исследовали самые древние систематически изготовленные орудия труда первобытных людей и сделали вывод, что инструменты раннего каменного века (которым более 2,6 млн лет) могли быть изобретены в разных местах независимо друг от друга. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Напомним, в 2013 году неподалёку от эфиопского города Аваш в районе Леди-Герару международной командой археологов был обнаружен фрагмент нижней челюсти, которая, по мнению авторов находки, является древнейшей (2,8 млн лет) окаменелостью рода Homo, так как её строение морфологически отличается от строения челюсти австралопитека. По мнению других учёных, челюсть может принадлежать и некоему «прогрессивному» австралопитеку, представляющему промежуточную форму между африканскими австралопитеками и людьми видов Homo habilis (человека умелого) и Homo rudolfensis (человека рудольфского).

В течение пяти лет та же команда продолжала поиски в этом регионе, пытаясь найти следы обработки древними людьми изделий из камня. На новом месте раскопок Бокол Дора — 1 были обнаружены и извлечены предметы, которые можно назвать первыми ножами. Эти каменные артефакты были искусственно заострены — от них с помощью других камней были отщеплены «чешуйки».

• © David R. Braun / eurekalert.org

«Сначала мы обнаружили несколько артефактов, лежащих на поверхности, но мы не знали, из какого они слоя. Тогда я заглянул за край небольшого утёса и увидел торчащие из глины камни. С помощью геологического молотка я извлёк два отличных каменных инструмента», — рассказал геолог Университета штата Аризона (США) Кристофер Кампизано.

Потребовалось ещё несколько лет раскопок, чтобы вручную добраться до нужного слоя на глубине нескольких метров. Учёные обнаружили захоронение костей животных и сотни «отщепов» — осколков, образовавшихся при расщеплении камня древним человеком.

«Изучив осадочную породу под микроскопом, мы поняли, что этот участок пробыл на поверхности очень недолго. Эти инструменты были оставлены ранними предками людей возле источника воды, а затем быстро покрылись слоем породы, под которым этот участок с тех пор остался на миллионы лет», — отметила геоархеолог из Междисциплинарного центра археологии и бихевиористической эволюции португальского университета Алгарве Вера Алдейас.