От «Старшей Эдды» к Библии: как извержение вулкана превратило исландцев-язычников в христиан

Как извержение вулкана превратило исландцев-язычников в христиан

Международная группа учёных, изучив скандинавский эпос «Старшая Эдда», пришла к выводу, что извержение вулкана Эльдгьяу стало главным катализатором обращения исландцев-язычников в христианство. Бедствие продолжалось с весны 939-го до осени 940 года. Природная катастрофа привела к череде сильнейших засух, гибели скота и массовому голоду. Христианские проповедники воспользовались паникой исландцев: они объявили, что причина извержения — гибель старых богов. Как исландцы в Х веке сменили язычество на христианство — в материале RT.
  • Кадр из сериала «Викинги»
  • © kinopoisk

Пророчества «Старшей Эдды»

Международная группа исследователей изучила сборник древнескандинавских мифов под названием «Старшая Эдда», дошедший до нас в рукописи XIII века. Одной из самых известных частей сборника стала эпическая песнь «Прорицания вёльвы» (вёльва — ведьма в скандинавской мифологии), рассказывающая об апокалиптических видениях конца мира, когда погибнут сошедшиеся в битве языческие боги, а мир будет разрушен, после чего появится новый бог.

«Солнце затмилось, земля утонула, срываются с неба светлые звёзды...

Огонь извергается, жизни кормилец, он жаром пышет аж в самое небо», — повествует древний текст о последних днях всего сущего.

• Титульный лист «Старшей Эдды»

Изучив повествование, учёные пришли к выводу, что описанное в «Прорицаниях вёльвы» очень похоже на рассказ очевидца извержения вулкана, а сама песнь относится к концу X века. В ходе исследования выяснилось, что незадолго до этого — в 939—940 годах нашей эры — в Исландии произошло одно из крупнейших вулканических извержений за последнюю тысячу лет.

Учёные предположили, что из-за извержения вулкана Эльдгьяу и написания «Прорицаний вёльвы» язычники отказались от своей веры и в конце Х века приняли христианство. Земли, пострадавшие в результате извержения, были заброшены и превратились в пустоши.

Кадр из фильма «Викинг», режиссёр Андрей Кравчук Неистовые скандинавы: во что верили и о чём мечтали викинги
Одни считают викингов дикими варварами сродни вандалам и готам, разграбившим античный Рим, другие — непобедимыми морскими...

Такой вывод подтверждают сведения исторического источника конца XI века — «Книги о заселении Исландии». В этой хронике описываются владельцы земель, примыкающих к Эльдгьяу, — ревностные язычники Асбьёрн и его брат Сейнфьёр. Уже в XI веке обширный участок двух братьев, называвшийся «Дерево Тора», оказался заброшенным.

Старая языческая страна погибла в огне вулкана, после чего ей на смену пришла новая, уже христианская Исландия. Крах языческого мира, описанный в «Прорицаниях вёльвы», стал аллегорией случившейся в Исландии природной катастрофы.

«Средневековые люди видели историю более целостной, чем мы. Все явления природы имели для них символический смысл. Они не отделяли политику от того, что происходит в природе. Это приводило к постоянному сопоставлению разнообразных событий, которые происходят с людьми, и тех явлений природы, которые окружают человека. Современная наука только сейчас начинает разбираться в том, как работала такая форма мышления», — рассказал в беседе с RT религиовед и историк Роман Багдасаров.

Вулкан раскрывает тайны

До недавнего времени геологи не имели точных данных о времени извержения Эльдгьяу. Поэтому без точной датировки катаклизма гипотеза оставалась недоказанной. Группа исследователей начала работу с изучения вулканических процессов, оставивших след в сохранившихся до наших дней залежах исландского льда.

Выяснилось, что извержение Эльдгьяу началось весной 939 года. Оно оказалось необычайно сильным и закончилось только осенью 940-го. За это время на поверхность было выброшено около 18 кубических километров огненной лавы, которая сжигала все вокруг. Природная катастрофа сопровождалась сильнейшими выбросами пыли и газов, рассеивающихся в воздухе.

Столь длительное и мощное извержение, по мнению учёных, было воспринято исландцами как конец света, а местные христианские проповедники не замедлили использовать природу человеческого страха и объявили о гибели языческих богов.