Цифровой мозг: учёные разработали новый материал для нейроморфных запоминающих устройств

Российско-китайская команда учёных создала материал для нейроморфных систем

Российские учёные совместно с коллегами из Китая создали новый материал для нейроморфных запоминающих и вычислительных устройств. Такие системы работают по принципам, сходным с принципами работы биологических нейронов, и превосходят классические кремниевые процессоры и карты памяти по энергоэффективности. Авторы исследования предложили использовать в качестве системных единиц металлорганические кристаллы из полимера, меди и молекул воды. Предварительные расчёты показали, что этот инновационный материал сможет очень точно «распознавать» и «запоминать» информацию.

Учёные из Университета ИТМО, Санкт-Петербургского государственного университета и Университета Тунцзи (Китай) разработали металлорганический материал для нейроморфных процессоров и запоминающих устройств. Он способен хранить записанные данные более 200 дней, что превосходит показатели большинства известных на сегодняшний день аналогов. Об этом RT сообщили в пресс-службе РНФ. Исследование поддержано грантом фонда. Результаты опубликованы в журнале Communications Materials.

Как отметили авторы работы, сегодня в области IT-технологий всё большую популярность обретают нейроморфные системы — алгоритмы, по принципу работы напоминающие функционирование головного мозга. Если многие устройства для хранения информации состоят из вычислительного процессора и отдельной памяти, то в нейроморфных системах эти два компонента объединены в блок, блоки собираются в сложные сети, которые работают не постоянно, а импульсами.

• Обычный кремниевый процессор

Такое внутреннее устройство позволяет системам за минимальное время и с относительно небольшим энергопотреблением одновременно выполнять сложные вычисления, хранить и обрабатывать огромные объёмы информации. Однако для создания таких систем нужны новые материалы, отличающиеся по своим физическим свойствам от кремния, из которого делают традиционные процессоры.

Учёным удалось разработать такой материал. Его структурной единицей является кристалл из пористой полимерной матрицы с включением молекул воды и меди.

Под воздействием лазера молекулы временно отщепляются от внутренней поверхности пор, в результате чего изменяются электронные свойства кристалла. Этот процесс похож на поведение нервной клетки человеческого мозга при поступлении извне химического стимула.