Этот безумный, безумный Die Welt

Короткая ссылка
Брайан Макдональд
Брайан Макдональд
ирландский журналист

Иногда слушаться маму всё же не стоит. Четверть века назад мне предложили на выбор изучать в школе либо французский язык, либо немецкий. Моя мать настояла на немецком, поскольку это был «будущий язык международной коммерции». Надо ли говорить, что языком международной коммерции так и остался английский, который я и так знал. В итоге я впустую потратил пять лет, вместо языка любви и страсти осваивая язык безжалостной рациональности. Так что сегодня я лишён возможности свободно общаться с симпатичными француженками, читать Le Monde diplomatique и понимать игру слов в стихах Сержа Генсбура. Зато я могу читать Bild, объясняться с неприветливыми австрийскими проводниками в поездах и дословно разбирать, что скандируют немецкие футбольные фанаты во время матча. Как-то не поворачивается язык назвать это равноценными навыками.

На прошлой неделе знание немецкого в очередной раз сыграло со мной злую шутку. Будучи на одном мероприятии в Вене, я зашёл во время перерыва в местный паб, где на стойке были разложены газеты. Чтобы скоротать время, я взял полистать один из последних выпусков газеты Die Welt — и уже через пару минут едва не поперхнулся пивом.

Чистосердечное умолчание

Спазм в горле был спровоцирован чтением авторской колонки некоего Йана Линденау. Статья была посвящена обвинениям в адрес телеканала RT и являла собой пример самого беззастенчивого лицемерия. Автор писал о «вмешательстве России» в президентские выборы во Франции (в которое не верит ни один здравомыслящий человек) и рассуждал о вероятности аналогичного вмешательства в немецкие парламентские выборы, которые состоятся будущей осенью. Линденау также выражал сомнение, что российский канал занимается «журналистикой, а не пропагандой», и утверждал, что получить комментарии RT оказалось очень непросто — что чрезвычайно странно, если учесть, что заявления пресс-службы канала едва ли не ежедневно цитируются в тех или иных СМИ.

Уровень аргументации в статье Линденау вызывает едва ли не жалость. В качестве «доказательств» в ней приводятся высказывания профессора-слависта Цюрихского университета Сильвии Сассе, а также выдержки из довольно агрессивного интервью с Иваном Родионовым, главой немецкой редакции RT. Но примечательнее всего даже не содержание колонки, а то, о чём её автор умалчивает.

Так, Линденау подробно описывает деятельность немецкой редакции RT, приводит численность её сотрудников (их, кстати, всего 37) и объясняет, за счёт чего сайт RT Deutsch привлекает порядка 4,5 млн посетителей в месяц. При этом он не упоминает, что у ФРГ есть собственный государственный информационный телеканал — Deutsche Welle, бюджет которого по размерам превосходит бюджет RT, а сайт DW в интернете ежемесячно насчитывает порядка 1,7 млн просмотров из России. Причём (об этом у Линденау тоже ни слова) Deutsche Welle в своих материалах куда враждебнее относится к Путину, чем RT к Ангеле Меркель.

О брёвнах и соринках

Не упоминает Линденау и об истории создания самой Die Welt, которая многое объясняет в редакционной политике этой газеты. Дело в том, что это издание было создано британскими оккупационными властями в Гамбурге в 1946 году в качестве инструмента пропаганды, призванного озвучивать на немецком языке точку зрения Лондона. В пятидесятые годы, когда ФРГ стала неотъемлемой частью западного блока, Die Welt передали в собственность Акселю Шпрингеру, издателю консервативно-националистического таблоида Bild.

Шпрингер умер в 1985 году, оставив после себя целый свод редакционных правил, которых коллектив созданного им медиахолдинга придерживается по сей день. Согласно этим правилам, редакция Die Welt обязана «способствовать дальнейшему объединению Европы» и «поддерживать евроатлантический альянс и либеральное сообщество, проявляя солидарность с Соединёнными Штатами Америки». На практике это означает, что материалы газеты должны быть выдержаны в благожелательном тоне по отношению к НАТО и ЕС, а возможность публиковать авторов с альтернативной точкой зрения сильно ограничена.

Иными словами, упрёки в необъективности в адрес RT озвучивает журналист газеты, у которой буквально в уставе прописано обязательство вылизывать американцев. Причём проделывает это с видом незамутнённого праведника, совершенно не смущаясь по поводу редакционной политики собственного издания. Именно это циничное лицемерие и вызвало у меня рвотную реакцию, результатом которой стало пролитое в венском пабе пиво. Так что теперь редакция Die Welt, помимо прочего, должна мне пинту лагера.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Самые свежие новости России и мира на нашей странице в Facebook
Сегодня в СМИ
Загрузка...
  • Лента новостей
  • Картина дня
Загрузка...