Дмитрий Бабич: Свидетели пропаганды

Дмитрий Бабич
Дмитрий Бабич
Журналист, политический аналитик агентства Sputnik
Дмитрий Бабич: Свидетели пропаганды

Информационное наступление Запада на Россию идёт по всем правилам военной науки. Перед главной атакой — откровениями Всемирного антидопингового агентства о «спонсированном государством» применении допинга российскими атлетами — проведено подавление огневых точек противника. Огневые точки в информационной войне — это прежде всего не согласное с западным «мейнстримом» телевидение (в случае России это RT). Но западные борцы за демократию не стесняются давить радио, интернет-ресурсы, газеты. Давить материально и морально все альтернативные масс-медиа — вплоть до последнего критикующего США и ЕС блогера где-нибудь в Новой Зеландии.

Борьба с «нетипичными»

«Антизападных» блогеров уже взялась разоблачать действующая за счёт налогоплательщика ЕС «команда Восточного Страткома» (East StratComTeam).

Пока что работа этой команды свелась к тому, чтобы еженедельно выступать с опровержениями негативных сообщений о США и ЕС, за которыми East StratComTeam видится «российская пропаганда». Пока улов невелик: на сообщение российских СМИ и блогеров о том, что Латвия строит на российской границе двухметровую стену, East StratComTeam ответила «опровержением», что стена, мол, и правда строится. Но не против россиян, а только против нелегальных мигрантов. (Тут стоит напомнить, что и Берлинская стена официально строилась якобы не для разделения Германии, а для отлова некоторых «несознательных элементов», бегающих туда-сюда.)

Попалось на зубок East StratComTeam ещё и вполне лояльное к западному информационному «мейнстриму» российское приложение к мировым изданиям Russia Beyond the Headlines (RBTH). В опровержении на статью RBTH о том, что ЕС «пожинает плоды санкционной войны», East StratComTeam высказался опять-таки в по-советски оптимистическом духе, заявив, что у европейских фермеров, мол, нет причин печалиться из-за прекращения своих поставок в Россию: «Информация старая, писать об этом больше не нужно, по этому поводу не было никаких сенсационных новостей. А фермеры после протестов в сентябре получили предложение 500-миллионного пакета помощи от ЕС». (См. информацию от 28 октября 2015 г. на сайте «борцов с российской пропагандой»).

Помните, в советское время Солженицына призывали «не выдавать нетипичные явления нашей действительности за типичные»? Сегодня East StratComTeam предлагает ту же логику россиянам при попытках писать о Западе: ну что вы всё о «нетипичных» Сноудене или Ассанже!

«Угроза для Европы»

Впрочем, главный удар готовился всё-таки не по блогерам, а по телевидению. RT прорабатывали на специальных слушаниях в сенате США о российских СМИ. Слушания проходили под названием, которое буквально било в набат: «Путинское вторжение на Украину и пропаганда, которая угрожает Европе».

Согласитесь, такая формулировка немного напоминала название ток-шоу из бессмертной комедии про Остина Пауэрса и Доктора Зло: «Мой папа — злодей, и он хочет завоевать весь мир». Фразы в зале звучали соответствующие. «Российская пропаганда убивает не в переносном, а в прямом смысле этого слова», — задала тон дама-сенатор Джин Шахин, открывая дискуссию. «Цель Путина — не Крым и не Сирия. Его цель — вы», — огорошил благородное вашингтонское собрание «свидетель» Питер Померанцев, сотрудник финансируемого Ходорковским Института современной России (Нью-Йорк).

Иногда сенатские слушания напоминали заседание Политбюро ЦК КПСС по противодействию зарубежным радиостанциям, несущим «беспардонную ложь под долларовый дождь» (это ощущение дежавю возникало, когда говорилось о «превосходящих ресурсах» RT и о необходимости выработать у людей «антитела к российской пропаганде»). Иногда слушания напоминали, наоборот, сварливое ток-шоу для престарелых. Это было в моменты, когда выступающие начинали ругать презренные вкусы «русскоязычного меньшинства» в странах Европы, которое якобы прислушивается к российскому телевидению только ради дешёвой развлекухи или по незнанию балтийских языков, на которых давно США и ЕС почитаются чем-то вроде индийских священных коров. Создаётся впечатление, что обсуждающие так и не могут договориться, что русские СМИ делают лучше — угрожают или смешат?

«Сенаторы США почти два часа посвятили обсуждению того, как бороться с «российской пропагандой» и нашим каналом, высказывая прямо противоположные мнения: одновременно RT и «гламурный проект», и очень влиятельный канал. Такое ощущение, что членов комитета охватила массовая паранойя, и они сами запутались, в каком свете им лучше выставить RT», — так прокомментировала слушания главный редактор канала RT Маргарита Симоньян.

Плюрализм в одной голове

Прекрасным примером такого «плюрализма в одной голове» стало выступление на слушаниях Леона Арона — директора российской программы в Американском институте предпринимательства.

«Российская пропаганда — умелая, гибкая, эффективная, она адаптируется к разным типам аудитории, — сообщил сенаторам Арон на слушаниях. — Но RT никогда не сообщает своим слушателям и зрителям, что является базирующимся в России государственным, финансируемым правительством каналом».

Наверное, Леон Арон никогда не смотрит новости RT с начала, поскольку выпуски новостей RT начинаются всегда с одной фразы: «В прямом эфире из Москвы вы смотрите RT International».

Что же касается указания источников финансирования в собственных новостях, то тут Арону стоит напомнить библейскую максиму: «Врачу, исцелися сам». Ведь сам Леон Арон не раз обращался к россиянам, скажем, на волнах радио «Свободная Европа» (в России она для краткости представляется как «Свобода»). И почему-то в этих своих выступлениях Арон не торопился сообщать слушателям, что он является членом Совета управляющих по вопросам вещания (BBG) — то есть той самой организации, которая радиостанцией «Свобода» руководит. И опять-таки по какой-то непонятной причине Леон Арон забыл уточнить на слушаниях в конгрессе, что BBG является не вольным союзом единомышленников, а правительственной организацией США, занимающейся финансированием американского вещания на зарубежные страны.

Получается явный конфликт интересов — как представитель BBG, Арон «свидетельствует» в конгрессе против RT, то есть той самой новостной организации, с которой он по долгу службы конкурирует. И, естественно, он вместе с другими участниками слушаний просил денег — то на финансирование «честной информации», то на изобличение российских «фейков». Стоит отметить, что оба приведённых Ароном «фейка» образца годовой и полуторагодовой давности были связаны не со злым умыслом российских журналистов, а с рассказами настрадавшихся беженцев с востока Украины. Между тем во всём мире рассказы беженцев рекомендуют воспринимать с поправкой на «драматизацию», вполне понятную в созданных г-ном Порошенко обстоятельствах.

Та же многоликость, что у Леона Арона, характерна и для второго главного «свидетеля обвинения» в адрес RT — Питера Померанцева. Самого себя Померанцев рекомендует как нашего бывшего соотечественника, «изгнанного из Советского Союза в 1978 году в возрасте 10 месяцев». (Есть сильное подозрение, что изгнание произошло не из-за разногласий десятимесячного Пети с 72-летним Брежневым, а из-за личного выбора Петиных родителей.)

Тем не менее на сенатских слушаниях Померанцев проходил как «свидетель» (witness), то есть человек, призванный по американским законам говорить только правду и не иметь «личного интереса» (vested interest) в том или ином исходе дела. На самом же деле Померанцев — профессиональный борец с российским вещанием на зарубежные страны, и многие его личные интересы лежат в этой области.

Ещё в ноябре 2014 года вместе со своим партнёром Майклом Вайсом Померанцев опубликовал доклад «Угроза нереальности: как Кремль превращает в оружие информацию, культуру и деньги». Этот доклад был опубликован на сайте издаваемого в США интернет-журнала Interpreter («Переводчик»). И тут было бы нелишне упомянуть тот факт, что журнал Interpreter — это один из проектов финансируемого Ходорковским Института современной России, пропагандистской организации, базирующейся в Вашингтоне. Любой посетивший сайт этого института человек быстро увидит, что к науке этот «институт» имеет мало отношения, а вот к пропаганде очень даже имеет.

Диссиденты: прекрасны на расстоянии

Отличие российских СМИ, вещающих на зарубежье, от аналогичных западных СМИ состоит в том, что россияне, даже жёстко проводя точку зрения своего правительства в международных делах, не требуют запретить альтернативные голоса внутри самой России — RT никогда не ругал «Эхо Москвы» или «Новую газету». А вот западные «борцы с цензурой в России» вовсе даже не против цензуры у себя дома. Правда, цензурой они удаление всех симпатизирующих России материалов не называют — называют «поддержанием высоких стандартов в масс-медиа».

Так, в упомянутом выше докладе Померанцев предлагает ввести в западных изданиях должность «редактора контрпропаганды» («counter-propaganda editor»). Такие редакторы должны, по его задумке, «отсеивать перед публикацией всё, что не годится для печати». Аналогичные идеи высказывались и во время слушаний в сенате — причём в первую очередь не в отношении США, а в отношении стран Восточной Европы, где альтернативные идеологии ещё не совсем подавлены. Ругая то Венгрию, то «живущих на Западе сторонников теорий заговора», «унавозивших» (выражение Леона Арона) почву для RT, участники слушаний выдали страшную тайну. RT, оказывается, вовсе не одинок. И наши братья в Восточной Европе ненавидят Россию вовсе не так сильно, как того хотелось бы участникам слушаний в Вашингтоне.

«Демократии могут скатываться обратно в авторитаризм, — просвещала американских сенаторов вице-президент Центра стратегических и международных исследований Хизер Конли. — Венгрия катится обратно, Болгария тоже. Нам нужно снова и снова инвестировать в донесение нашей точки зрения до народа этих стран. Если мы этого не будем делать, Россия займёт наше место».

Сегодня в СМИ
  • Лента новостей
  • Картина дня
Самое читаемое
Загрузка...
Документальный канал