Мейнстрим вместо RT: как онлайн-приложение «борется» с фейковыми новостями

В сети появилось приложение, которое призвано защитить пользователя от «недостоверных» источников информации. Программа NewsGuard оценивает различные СМИ по девяти критериям и маркирует их зелёным, жёлтым или красным цветом. Впрочем, само приложение вряд ли можно назвать беспристрастным: мейнстримные медиа, как правило, получают зелёную маркировку, несмотря на подтверждённые факты распространения ложной и непроверенной информации. В то же время приложение считает RT «недостоверным», хотя на запрос телеканала о причинах такого решения представители проекта не смогли дать исчерпывающий ответ.

В сети появилось новое средство для «борьбы» с фейковыми новостями — приложение NewsGuard, которое обещает защищать от дезинформации, устанавливая для новостных сайтов рейтинги доверия. Но насколько можно доверять самому приложению?

NewsGuard ранжирует новости с помощью системы цветовых обозначений. Занимается этим оперативная группа аналитиков, которые, как утверждается, лишены «политических мотивов». Пока что приложение оценили более двух тысяч популярных новостных сайтов, но планируется составить рейтинги для 7,5 тыс. наиболее читаемых информационных ресурсов в США, а затем выйти на глобальный уровень.

Также по теме
Алгоритм успеха: The Guardian упрекнула RT во влиянии на британскую политику
Телеканал RT вновь оказался в центре повышенного внимания британской прессы. На сей раз газета The Guardian упрекнула телеканал в том,...

Чтобы выбрать, какой цвет присвоить сайту — зелёный, жёлтый или красный, — приложение использует девять критериев. Зелёную отметку (или, как называет её NewsGuard, «маркировку питательной ценности») можно получить, если сайт собирает и подаёт информацию ответственно, не публикует ложный контент, а также проясняет и исправляет ошибки. Плюсами также является отсутствие дезориентирующих заголовков и предоставление сведений о собственнике и финансировании.

Сотрудничая с Microsoft, NewsGuard добивается того, чтобы эти рейтинги использовались по умолчанию в школьных и вузовских библиотеках США, равно как и на смартфонах и компьютерах. Первым американским штатом, установившим NewsGuard на компьютеры в публичных библиотеках, стали Гавайи.

На сайте NewsGuard говорится, что приложение «будет доступно на мобильных устройствах, когда цифровые платформы, такие как сайты социальных сетей и поисковики или мобильные операционные системы, будут добавлять наши рейтинги и «маркировки питательной ценности» напрямую». Иными словами, планируется добиться того, чтобы NewsGuard не оставалось приложением, которое можно скачать и использовать (или не скачивать и не использовать) по желанию, а было напрямую интегрировано в соцсети, такие как Facebook и Twitter.

Не всё так просто

NewsGuard ставит, казалось бы, благую цель — «восстановить доверие и ответственность» в журналистике. Однако при более пристальном рассмотрении проекта возникают серьёзные сомнения как насчёт определения «недостоверных» новостей, так и насчёт подозрительных инвесторов, консультантов и корпоративных партнёров NewsGuard.

Согласно исследованию, проведённому новостным порталом MintPress, проект NewsGuard, который пытается поддерживать имидж беспристрастного и объективного арбитра правды и надёжности в СМИ, финансируется американским правительством и тесно с ним связан.

В ответ на обращение RT в NewsGuard заявили, что государственного финансирования они не получают, но беглого взгляда на состав консультативного совета компании достаточно, чтобы обнаружить в списке бывших американских госчиновников, включая экс-директора АНБ и ЦРУ.

При этом в мейнстримных СМИ в последние месяцы NewsGuard получает восторженные отклики. The Boston Globe пишет, что это инструмент, «помогающий сохранять бдительность перед лицом фейковых новостей», а TechLife превозносит основателей NewsGuard как «стражей (онлайн-)галактики».

Кто стоит за NewsGuard?

Итак, кто же эти стражи? Основателями NewsGuard стали ветеран журналистики Стивен Брилл, также выпускавший журнал The American Lawyer, и Луис Гордон Кровиц, в прошлом занимавший пост исполнительного вице-президента Dow Jones и редактировавший книги для неоконсервативных экспертных центров — Американского института предпринимательства и Heritage Foundation. Эти две организации, связанные с американской оборонной промышленностью, в своё время активно участвовали в продвижении войны в Ираке, а впоследствии — в наращивании военных действий США в таких странах, как Сирия и Ливия.

Самого Кровица, как отмечает MintPress, обвиняли в том, что в своих статьях в The Wall Street Journal он «неоднократно давал ошибочную информацию». Даже те, на чьи слова он ссылался, критиковали его за «фантастически ложные заявления».

Вопросы могут возникнуть и относительно ряда «консультантов» NewsGuard, среди которых Том Ридж (занимавший при Буше-младшем пост министра внутренней безопасности), Майкл Хайден (бывший директор ЦРУ) и Ричард Стенгел (при Обаме — заместитель госсекретаря по публичной дипломатии, а ныне — «заслуженный член» Атлантического совета — экспертного центра, который финансируется американскими производителями вооружений).

Стенгел признавал, что его прошлую должность в Госдепе некоторые считали чем-то вроде поста «главного пропагандиста» американского правительства.

При этом сам Стенгел не стесняется врать и манипулировать фактами. В частности, он голословно заявлял, что RT якобы лгал при освещении событий на Украине в 2013 и 2014 годах, когда был свергнут бывший президент страны Виктор Янукович. Экс-заместитель госсекретаря обвинил RT в том, что телеканал якобы пытался выставить Юлию Тимошенко сторонницей насильственных методов в отношении России, распространял «ложную» информацию о финансировании смены режима на Украине со стороны США, а также делал «голословные утверждения» о снайперах, нанятых «мирными протестующими». Впрочем, все эти «не соответствующие действительности» факты имеют подтверждения, в том числе из уст американских политиков (к примеру, Виктория Нуланд говорила об «инвестициях» в «европейское будущее» Украины в размере $5 млрд). Версию о снайперах высказывал теперь уже бывший глава МИД Эстонии. А слова Юлии Тимошенко говорят сами за себя: «Я надеюсь, что я включу все свои связи и подниму весь мир, как только смогу, для того чтобы от этой России не осталось даже выжженного поля!»

«Вот это да! В консультативный совет NewsGuard, любимой корпоративными СМИ новой платформы по «проверке достоверности» и «борьбе с фейковыми новостями», входят (бывшие. — RT): директор ЦРУ/АНБ, министр внутренней безопасности, замгоссекретаря по публичной дипломатии, директор по коммуникациям Белого дома», — пишет американский журналист и писатель Бен Нортон в своём Twitter.

Лицемерие и любовь к мейнстриму

Сайт телеканала RT по шкале достоверности получил от NewsGuard красную отметку. Одной из причин является то, что в статьях RT обычно «не указывается имя автора». Но есть и другие новостные ресурсы, где не указываются имена авторов. Хорошо известный пример такого издания — The Economist. Однако при установке приложения легко увидеть, что The Economist в вопросах прозрачности авторства материалов получает зелёную отметку.

NewsGuard также указывает на то, что двое бывших ведущих RT уволились, недовольные позицией редакции. Однако, выставляя рейтинг MSNBC, приложение умалчивает, что многочисленные ведущие канала либо уволились, либо были уволены из-за нежелания придерживаться редакционной политики, направленной на поддержку истеблишмента.

Стоит отметить, что, согласно расследованию американского издания TruthDig, за скандалом вокруг увольнения одной из ведущих — Лиз Уол — стоит неоконсервативный аналитический центр Foreign Policy Initiative («Внешнеполитическая инициатива»). Примечательно, что один из его основателей —  Роберт Каган, муж помощницы госсекретаря США Виктории Нуланд.

«Посмотрите, как приложение NewsGuard (а-ля Большой Брат) выставляет рейтинг «достоверности» сайту, который финансируется американским государством (речь идёт о «Голосе Америки»*. — RT), и как — сайту RT. Вас сильно удивят сведения о том, что NewsGuard тесно связано с властями США?» — пишет ирландская журналистка и колумнист RT Даниэль Райан.

На просьбу RT представить конкретные примеры публикации так называемого ложного контента в NewsGuard попросту сослались на общедоступную «маркировку питательной ценности», лишённую каких-либо чётких примеров такого рода.

В работе NewsGuard ощущается ангажированность в пользу мейнстримных СМИ. Так, The New York Times отмечена зелёным, несмотря на сомнительные ситуации вроде той, которую мы наблюдали на этой неделе. В материале о «российском следе» со ссылкой на некий анонимный источник утверждалось, что Пол Манафорт, руководитель предвыборной кампании Трампа, делился данными опросов с «российским олигархом, близким Кремлю». Впоследствии газета внесла в статью исправление — оказывается, речь шла о двух украинских олигархах, из-за чего «сенсация» стала пшиком, но прежде она разошлась по кабельным каналам и в кругах антитрамповского «сопротивления».

Также по теме
Констатация успеха: хакеры опубликовали отчёты Integrity Initiative о достижениях RT
Хакерская группа Anonymous обнародовала новый пакет документов о деятельности британского правительственного проекта Integrity...

Зелёный рейтинг и у The Guardian, несмотря на громкую ноябрьскую статью о том, что Манафорт (да-да, снова «российский след») за последние годы якобы трижды тайно встречался с основателем WikiLeaks Джулианом Ассанжем. Оба фигуранта опровергли эту историю, угрожая подать на газету в суд за клевету. Манафорт заявил, что никогда не встречался ни с Ассанжем, ни с кем-либо, кто с ним связан, и даже не контактировал ни с кем, кто имеет отношение к WikiLeaks, — «прямо или опосредованно». Однако прошло уже более полутора месяцев, но ни извинений, ни опровержений, ни объяснений не последовало.

Ну а CNN? Из-за своей одержимости темами, связанными с Трампом, компания с 2016 года неоднократно попадала впросак. Одну статью ей пришлось удалить и уволить её авторов. В другом случае, полагаясь на анонимный источник, CNN выдала громкий материал о предвыборном лагере Трампа и WikiLeaks, который был вскоре отправлен в утиль, когда выяснилось, что дата электронного послания совершенно не соответствует заявленной. Так какой же цвет присвоен CNN по маркировке NewsGuard? Зелёный, конечно.

Есть ли смысл доверять приложению оценки новостей, связанному с правительством США? Журналист Брайан Макдональд, регулярно пишущий статьи на сайте RT, считает, что такое приложение «явно будет лишь клевать те средства массовой информации, которые ставят под угрозу официальные установки США касательно тех или иных событий». Ошибки СМИ неизбежны, их периодически допускают все, не исключая RT, отмечает Макдональд, но если RT сделает за неделю одну ошибку, а The New York Times или CNN — десяток, они всё равно получат более высокий рейтинг доверия, потому что их материалы «удобны для официальной линии».

Прозрачность и конфликты интересов

При всех связях NewsGuard с американскими органами власти и национальной безопасности уже становится ясно, что приложение отнюдь не соответствует заявленным стандартам непредвзятости, но причины возможного конфликта интересов этим не ограничиваются. Одним из крупнейших инвесторов компании выступает Publicis Groupe, клиентами которой являются, в частности, Merck, Pfizer, Bayer Monsanto, McDonald’s и Procter & Gamble.

«Ха-ха! Предположительно, для «борьбы с фейковыми новостями» Microsoft сотрудничает с NewsGuard, в чьём консультативном совете почти сплошь бывшие высокопоставленные сотрудники американских органов национальной безопасности», — пишет Нортон.

В связи с этим, как отмечает медиакритик и эксперт по правовым вопросам Лайонел, «более чем очевидным и практически гарантированным» становится риск предвзятости по коммерческим соображениям. «Каковы шансы публикации, в которой заявляется о неэффективности товаров или услуг спонсора? Нулевые!» — отметил он.

Нацелены против альтернативных СМИ

Одним из самых тревожных аспектов работы NewsGuard является то, что приложение не только присваивает альтернативным новостным сайтам низкие рейтинги, но и пытается ударить по ним финансово, стремясь лишить той прибыли, которую они получают от рекламы онлайн.

Вместе с NewsGuard теперь действует сервис BrandGuard, декларируемая задача которого — помочь рекламодателям уберечься от сайтов, публикующих «недостоверные новости и сведения», но, как мы уже видели, существуют серьёзные вопросы относительного того, на что это приложение готово наклеить ярлык «недостоверное». По словам Макдональда, такая полномасштабная атака может иметь «разрушительные» последствия для западных альтернативных СМИ.

Попытки же сделать NewsGuard обязательным журналист называет «оруэлловскими»: «Мысль о том, что детям будут промывать мозги информацией, подкрепляющей позиции правительства, элиты и статус-кво, звучит очень зловеще».

Учитывая, что фейковые новости действительно распространяются, а у приложений вроде NewsGuard свои проблемы, как выглядит грамотный подход к потреблению новостей?

«Лучше всего каждому читать максимальное количество источников и формировать собственное мнение, — советует Макдональд. — Интернет-эпоха показывает, что люди не глупы. И доступ к разнообразию информации позволяет им делать собственные выводы».

* СМИ, признанное иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ от 05.12.2017.

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»
Самые свежие новости России и мира на нашей странице в Facebook
Сегодня в СМИ
Загрузка...
  • Лента новостей
  • Картина дня
Загрузка...

Данный сайт использует файлы cookies

Подтвердить