Минус два фейка: Newsweek удалил сфабрикованные статьи о связях Трампа и Sputnik

Американскому изданию Newsweek пришлось удалить две статьи своего журналиста Курта Айхенвальда, которые признали сфабрикованными. Публикации были основаны на ошибке бывшего редактора агентства Sputnik Билла Морана, которой Айхенвальд воспользовался, чтобы выстроить целую теорию о сговоре между Дональдом Трампом и Россией. Newsweek удалил фейки после внесудебного соглашения между журналом и Мораном. Разрешение ситуации поприветствовала главный редактор RT и МИА «Россия сегодня» Маргарита Симоньян, заявившая, что борьба против фальшивых материалов будет продолжаться и в дальнейшем.
Newsweek удалил фальшивые статьи о связях Трампа и Sputnik»
  • Reuters
  • © Harrison McClary

Американский журнал Newsweek спустя девять месяцев согласился удалить статьи о сговоре Дональда Трампа с Россией, которые признали сфабрикованными. Две публикации принадлежали сотруднику издания Курту Айхенвальду, который написал их на основании ошибки, допущенной бывшим редактором агентства Sputnik Биллом Мораном. При этом журналист не исправил материалы даже после личного обращения Морана. Это и послужило предметом судебного разбирательства между изданием и экс-редактором.

«Иск был урегулирован без взаимных претензий к моему полному удовлетворению. После (достижения. — RT) соглашения Newsweek удалил две статьи Айхенвальда, а стороны договорились не раскрывать условия соглашения», — говорится в заявлении Морана, поступившем в распоряжение RT.

Окончание разбирательства между Мораном и Newsweek поприветствовала и главный редактор RT и МИА «Россия сегодня» Маргарита Симоньян. «Испугавшись суда, Newsweek удалил враньё про нас. Будем и дальше доходчиво объяснять разным ньюсвикам, что обманывать — нехорошо», — приводит её слова РИА Новости.

«Долго нести чушь невозможно»

Того же мнения придерживается и заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов. В беседе с RT он отметил, что распространению любой лжи когда-нибудь приходит конец.

«Очень долго нести чушь, убеждать американское общество и народы других стран в своей правоте невозможно, не подкрепляя это никакими фактами. Мы видим, что Трамп с самого начала занял жёсткую позицию по отношению к прессе, которая врёт, придумывая небылицы, выдавая их за какие-то экспертные мнения специалистов, которые остаются неназванными. Я думаю, что пресса уже начинает понимать, что до бесконечности клевету безнаказанно распространять не получится», — заявил Свинцов.

Также по теме
«Я — Путин»: инструкция от Newsweek по раздуванию скандала за 19 минут
Сколько раз в жизни позволено ошибаться профессионалу — особенно если он не сапёр, а, скажем, журналист? Бывший редактор...

Вместе с тем он предположил, что в ближайшее время количество лживых сообщений и статей о Трампе не уменьшится. По мнению Свинцова, президент США вынужден противостоять СМИ в бою, который назвать честным никак нельзя.

«Накал этот спадать не будет, потому что у них задача его топить. Ресурс, который работает против Трампа, огромен. К сожалению, ему ещё долгие годы придётся с ним бороться. Причём Трамп борется не в честном бою, а в откровенном бою с людьми, которые не имеют никаких моральных принципов, а президент им просто не нравится по своей природе», — добавил депутат.

Положительно оценил факт удаления статей и председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов. По его словам, осуждение фальшивок в медиапространстве дорогого стоит.

«Я думаю, что здравый смысл всё равно победит в сознании общества. Народ во всём мире обеспокоен, что ему навязывают какие-то взгляды и позиции, которые не имеют ничего общего с истиной. Всем хочется, чтобы был язык доверия, чтобы были нормальные человеческие отношения. То, что осудили подобную работу в медийном плане, — это дорогого стоит. На мой взгляд, можно только поаплодировать такому отношению, что поменяли саму тональность общения в медийном пространстве», — сказал он.

Журналист Патрик Хеннингсен в разговоре с RT назвал Курта Айхенвальда шарлатаном, а сам Newsweek — «инструментом глубинного государства» и «неудачником».

«Я считаю, что удаление двух статей – трусливый шаг со стороны Newsweek. Эти статьи должны были служить уроком для любого начинающего журналиста как пример того, что люди вроде Айхенвальда и издания вроде Newsweek ради прибыли готовы пойти на что угодно. И если они ещё не уволили Айхенвальда (я, по крайней мере, об этом ничего не слышал), то мы лишь можем предположить, что Newsweek — не что иное, как убогий инструмент пропаганды», — сказал Хеннингсен.

При этом он отметил, что Newsweek «даже близко не стоит с медиаплатформой Sputnik, если говорить о посещаемости и производительности». По его словам, телеканал RT и агентство Sputnik обходят по рейтингам многие американские и британские медиаплатформы.

«Sputnik сейчас просто хоронит Newsweek, а ведь это бренд с 80-летней историей и — в прошлом — большим кредитом доверия. Чем объясняется эта тенденция? Что бы ни говорили многие американские «эксперты», а миллионы людей смотрят и читают материалы Sputnik и RT вовсе не благодаря каким-то уловкам Путина и Трампа. Всё дело в том, что эти российские англоязычные СМИ удовлетворяют спрос на неподдельные международные новости и свежую аналитику», — добавил журналист.

Фатальная ошибка

Противостояние Морана и Айхенвальда началось после того, как Моран выпустил статью, в которой говорилось, что ближайший советник Хиллари Клинтон Сидни Блюменталь признал её ответственной за гибель граждан США в результате теракта в ливийском Бенгази. Это утверждение базировалось на постах в Twitter, которые появились после того, как WikiLeaks опубликовал очередную партию переписки окружения кандидата в президенты. Вместе с тем, как позднее выяснил Моран, речь шла не о словах Блюменталя, а о статье Айхенвальда, которую цитировал советник.

Поняв свою ошибку буквально через 19 минут после размещения статьи на сайте, теперь уже бывший редактор Sputnik удалил её, не посчитав нужным аннулировать материал или внести в него формальную правку. К этому моменту статью уже успели прочитать около тысячи человек.

Между тем «жертвой» вводящих в заблуждение твитов стал и Дональд Трамп, бывший на тот момент кандидатом в президенты США. На одном из своих митингов он также процитировал «признание».

Соединил точки

Этот факт, как и публикация Морана, не остался незамеченным настоящим авторов опубликованных WikiLeaks писем — американским журналистом Куртом Айхенвальдом. Воспользовавшись случаем, он выстроил целую теорию о сговоре между Трампом и Sputnik, предположив, что действия агентства и политика координируются и, возможно, они получают указания непосредственно от Кремля.

  • Журналист Newsweek Курт Айхенвальд
  • © Larry D. Moore / Wikimedia Commons

Для подкрепления своих доводов Айхенвальд сослался на американское разведывательное сообщество, заявив, что там согласны с таким выводом.

Несмотря на то что Моран сразу же предпринял попытку связаться с журналистом через Twitter, исправления в материал внесены не были. Айхенвальд заблокировал экс-редактора Sputnik, а в Newsweek решили и вовсе не придавать значения его объяснениям.

Угрожающие советы

Позднее, однако, журналист всё-таки связался с Мораном и попытался замять эту историю. Отговаривая экс-редактора Sputnik от намерения предать инцидент огласке, Айхенвальд предложил ему работу, а после отказа Морана стал его запугивать, в частности тем, что за ним уже давно следят американские спецслужбы.

«Если вы тот, за кого себя выдаёте, — наивный американец, работающий, как вам кажется, в безобидном интернет-издании, — то лучше всего для вас будет оттуда уволиться. Одну вещь я вам гарантирую: в одном из разведподразделений ФБР уже заведено досье на вас. <…> Вы играете в песочнице, где вас окружают очень большие, но практически невидимые люди. Вы не замечаете игр, которые они ведут», — писал Айхенвальд Морану.

По его словам, из агентства Sputnik и RT уволились многие журналисты, как только эти СМИ были объявлены американскими спецслужбами причастными к влиянию на выборы в США.

Не все поверили

Вместе с тем на веру статьи журналиста восприняли не все. В частности, усомнилась в теории Айхенвальда газета The Washington Post, которая обычно является первоисточником всех горячих новостей о новых фактах расследования «российского вмешательства» в американские выборы.

Журналисты издания проследили время публикации фейкового твита, на основании которого вышел материал Морана, публикации самой статьи и выступления Трампа перед своими сторонниками. В итоге они пришли к выводу, что единственное «преступление» Трампа, которого Айхенвальд обвинил в сговоре с Россией, заключается в том, что тот не умеет проверять информацию.

«В реальности, единственным доказанным фактом является то, что Трамп беззаботно собирает новости в интернете и транслирует их миру вне зависимости от того, достоверные они или нет. <…> Беспокоиться в этой ситуации стоит по другому поводу. И дело не в том, что Трамп — марионетка Путина, а в том, что он берёт ложную информацию с сомнительных сайтов и представляет её по телевидению широкой аудитории без тени сомнения», — говорится в октябрьском материале газеты.

Поплатились за статью

Стоит отметить, что Newsweek не единственное издание, чьи статьи официально признаны сфабрикованными. Так, в конце июня столь же сомнительный материал удалила со своего сайта телекомпания CNN. В нём рассказывалось, что американский сенат ведёт расследование в отношении предполагаемых связей команды Трампа с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ). В частности, речь шла о главе фонда Кирилле Дмитриеве и Энтони Скарамуччи.

Несмотря на то что представители РФПИ нашли фактические ошибки в материале и сразу же оповестили о них руководство CNN, материал был удалён только спустя некоторое время. Вместо статьи издание разместило сообщение, где объясняется, почему не работает ссылка на материал.

«Эта история не соответствует редакционным стандартам CNN, поэтому мы убрали её. Ссылки на неё больше не работают. CNN приносит свои извинения мистеру Скарамуччи», — говорится в заявлении.

Позднее были уволены и трое журналистов, которые работали над материалом. Компанию покинули Лекс Харрис, исполнительный редактор подразделения CNN, занимавшегося расследованиями, автор статьи Томас Фрэнк, а также Эрик Лихтблау, редактировавший материал.

Самые свежие новости России и мира на нашей странице в Facebook
Сегодня в СМИ
Загрузка...
  • Лента новостей
  • Картина дня
Мир
Загрузка...
Спорт