Защита от расщепления: найден способ восстанавливать наноструктуры на основе ДНК

Найден способ восстанавливать наноструктуры на основе ДНК

Американские специалисты создали нуклеотидные нанотрубки, которые способны самостоятельно восстанавливаться в сыворотке крови. Эти искусственные структуры состоят из взаимозаменяемых молекул ДНК, часть которых может «ремонтировать» повреждённые участки. Ранее учёные столкнулись с проблемой разрушения ДНК-наноструктур в биологически активной среде под воздействием расщепляющих ферментов. По мнению исследователей, их метод восстановления проще и дешевле применяемых сегодня способов защиты молекул ДНК.
  • © Science Photo Library / Getty Images

Учёные Университета Джонса Хопкинса (США) разработали ДНК-нанотрубки, которые могут самостоятельно восстанавливаться в биологически активной среде. Об этом говорится в статье журнала Nano Letters.

Идея использовать ДНК не только для исследований в области генетики, но и в качестве материала для создания наноструктур возникла в 1980-х годах. С развитием технологий искусственные ДНК-конструкции стали популярны: были созданы двух- и трёхмерные кристаллические решётки, нанотрубки, многогранники, молекулярные машины и ДНК-компьютеры. Однако до сих пор остался нерешённым вопрос стабильности молекул, из которых они состоят. В биологических жидкостях (например, в крови) ДНК-наноструктуры быстро разрушаются под воздействием расщепляющих ферментов.