«Бедные родственники»: западные СМИ против RT

Короткая ссылка
Брайан Макдональд
Брайан Макдональд
ирландский журналист

На днях руководитель американского государственного агентства по делам СМИ пытался убедить своих слушателей, да и всё общество, будто Россия тратит на информационную деятельность за рубежом в десять раз больше, чем США. На самом же деле Вашингтон вкладывает в информационную политику куда больше средств, чем Кремль.

Меня всегда особенно забавляли фантазии оппонентов RT насчёт баснословного богатства этой телекомпании. Журналистам ВВС, «Радио Свобода», Deutsche Welle и других крупных западных СМИ свойственно считать, будто мотивацией для работы на RT может быть исключительно жажда наживы. В их рассуждениях об этом канале явно прослеживается представление, будто в московском офисе RT полы из мрамора, в столовой подают шампанское, к каждому сотруднику приставлен личный слуга, а корпоративный дресс-код предполагает меха и Dolce & Gabanna для женщин и костюмы Brioni для мужчин.

Когда таким журналистам сообщают, что бюджет их собственных изданий существенно превосходит ресурсы RT, их первоначальная реакция всегда сводится к отрицанию. Отрицание гипотетически может перерасти в гнев и даже вылиться в своего рода торг — особенно когда представители западных СМИ принимаются выторговывать у своих правительств дополнительные ассигнования. Однако до стадии принятия неудобного факта практически никогда не доходит, так что им остаётся только строить всё более фантастические предположения о невероятных финансовых возможностях RT.

Порой оппоненты RT доходят в своих домыслах до абсурда. Так, Джон Лэнсинг, председатель Совета управляющих по вопросам вещания США (в чьём ведении находятся «Радио Свобода» и «Голос Америки») в интервью National Public Radio с совершенно серьёзным видом берёт цифры с потолка. 

Ведущий: Должно быть, Россия вкладывает в свою пропаганду большие деньги?

Лэнсинг: Можно смело предположить, что их расходы на информационную политику, пропаганду и дезинформацию раз в десять превосходят соответствующие ассигнования в США.

Ведущий: В десять раз?

Лэнсинг: Ну да. Могу сказать для примера, что финансирование нашей организации составляет $750 млн в год. Мы полагаем, что российские государственные СМИ располагают бюджетом раз в десять больше нашего.

Либо они там все что-то курят, либо представители ведущих западных СМИ целенаправленно соревнуются между собой: кто сумеет на голубом глазу назвать самую фантастическую сумму, оценивая бюджет RT, тот в качестве приза получит от государства больше денег на собственное, ужасно независимое издание.  

Ложная угроза, или Игра воображения

Приведённая Лэнсингом сумма представляет собой плод поистине безудержного воображения, ведь по его оценке российские государственные СМИ ежегодно получают на свою деятельность $7,5 млрд. Если учесть, что весь государственный бюджет России на 2017 год оценивается примерно в $281 млрд (16,2 трлн рублей), получается, что Кремль отводит на СМИ свыше 2,5% всех государственных расходов.

Данная оценка не имеет ничего общего с действительностью. На самом деле две иновещательные организации России — RT и Sputnik — в 2016 году получили соответственно 6,1 млрд и 17 млрд рублей (в сумме около $401 млн по нынешнему курсу). А всего российское правительство тратит на СМИ (как иновещательные, так и внутрироссийские) порядка 61 млрд рублей в год ($1,057 млрд), причём сюда входят не только информационные, но и развлекательные, спортивные, детские и прочие массмедиа. А почерпнул я эти суперсекретные сведения на сайте оппозиционного новостного портала  Meduza, который выступает против Путина, а источники собственного финансирования разглашать отказывается.

Поскольку внутрироссийские издания и каналы на Западе никому не известны, очевидно, что Лэнсинг в интервью National Public Radio говорит именно об RT и Sputnik. Выходит, он завысил объёмы финансирования своих российских коллег почти в девятнадцать раз! Это как если бы главный редактор RT Маргарита Симоньян в эфире CNN безапелляционно заявила, что ведомство Лэнсинга ежегодно получает от Белого дома $15 млрд, а CNN при этом ещё и не предпринял бы ни малейшей попытки проверить достоверность данного утверждения. Бывают, конечно, незначительные преувеличения, бывают заблуждения — но в данном случае имеет смысл говорить о вопиющей лжи.

Будем смотреть правде в глаза: если бы с подобными баснями о своих оппонентах выступил кто-нибудь из руководителей или даже журналистов RT, западная пресса устроила бы российскому каналу публичную порку, а американские и западноевропейские издания выстроились бы в очередь, чтобы выразить своё возмущение. Однако никто и бровью не ведёт, когда медианачальник уровня Лэнсинга рассказывает явные небылицы про RT. Это полностью соответствует моим давним наблюдениям относительно того, что в западных СМИ распространение беспочвенных выдумок или заведомой лжи о России не предполагает никакой ответственности для журналиста в плане карьеры и репутации.

Аналогичным образом ведущий эксперт Центра новой американской безопасности (Center for a New American Security) Джулианна Смит, выступая в начале февраля в сенатском комитете по международным отношениям, заявила, что «по имеющейся информации, RT только на своё вашингтонское бюро ежегодно тратит $400 млн». Предположение совершенно дикое — ведь, исходя из реальных цифр, это означало бы, что сотрудники всех остальных филиалов RT (в Москве, Лондоне и т.д.) работают бесплатно и питаются одним снегом. Однако беззастенчивые домыслы эксперта немедленно дали нужный результат: американское правительство выделило $160 млн на двухлетний период для борьбы с «пропагандой» иностранных государственных СМИ. Для этой цели при Госдепартаменте США создана специальная межведомственная структура под названием «Центр глобального взаимодействия».

А совсем недавно сенаторы Бен Кардин и Джон Маккейн выдвинули законопроект, в рамках которого предполагается дополнительно выделить вновь созданному центру и другим организациям $100 млн для противодействия российским СМИ, борьбы с «фальшивыми новостями» и проведения исследований в области методов ведения информационной войны. Что лишний раз доказывает: в США в эпоху «постправды» преувеличения — дело выгодное. Возможно, именно подобные примеры и вдохновили Лэнсинга на столь смелый вымысел?

Европа не отстаёт

Беззастенчиво фантазировать на тему бюджета RT свойственно не только американцам. На минувшей неделе оргкомитет Мюнхенской конференции по безопасности опубликовал ежегодный доклад, в котором бюджет российского канала на 2016 год оценивается в €400 млн (на самом деле, по обменному курсу на конец года, получается порядка €220 млн). Не лишне будет напомнить, что в 2015 году в рамках всё той же Мюнхенской конференции редактор журнала The Economist Эдвард Лукас призывал международное сообщество к бойкоту RT и его журналистов. 

В своём докладе организаторы Мюнхенской конференции приводят следующие данные о финансировании ведущих международных информационных телеканалов на 2016 год. Бюджет китайского CCTV составил €1,8 млрд, Всемирной службы ВВС — €471 млн, RT — €400 млн, France24 — €373 млн, Deutsche Welle — €302 млн. Выходит, если бы авторы доклада использовали реальные цифры относительно RT, российский канал занял бы место в самом конце списка — и это полностью опровергло бы все рассказы о беспрецедентных ассигнованиях Кремля на пропаганду.

Кстати, данные по Всемирной службе ВВС тоже едва ли можно считать достоверными, поскольку в них не учитывается бюджет международного канала BBC World News. Последний находится в ведении коммерческого крыла Британской вещательной корпорации, что служит формальным поводом не разглашать его финансовую информацию. В докладе также нет упоминания о тех $750 млн, которые, по признанию Лэнсинга, получили от американского правительства «Радио Свобода», «Голос Америки» и прочие СМИ, входящие в структуру Совета по вопросам вещания. Не говорится в нём и о €700 млн, выделенных британским министром иностранных дел Борисом Джонсоном на «борьбу с Путиным» в рамках финансирования программ «международной помощи». 

Подайте копеечку

Совершенно очевидно, что различные организации и СМИ на Западе намеренно бьют тревогу и жалуются на недофинансирование с целью выбить из властей побольше денег. И никто в западной прессе даже не думает ловить их на лжи, насколько бы фантастические и неправдоподобные цифры они ни называли.

Вместо этого газеты вроде The Washington Post, любящие представлять себя общественным противовесом власти, с энтузиазмом подхватывают алармистский тренд. При этом они явно исходят из убеждения, будто государственное финансирование СМИ — это плохо, только когда в России, а когда в США — совсем другое дело. Для подтверждения этого тезиса приводятся отнюдь не бесспорные аргументы. Например: «Сотрудники радиостанции «Голос Америки» и «Радио Свобода» — профессиональные журналисты, которые не захотели бы работать пропагандистами». Совершенно непонятно, почему, по мнению авторов, эта же логика неприменима к журналистам RT.

Конечно, учитывая проблемы с занятостью в современных СМИ, можно даже порадоваться за западных журналистов, которым увеличение государственного финансирования сулит появление новых рабочих мест. Однако для того чтобы выбить из доверчивых политиков побольше денег «на борьбу с пропагандой», используются настолько лживые, непорядочные и недальновидные методы, что это не может не иметь негативных последствий в будущем.

Как бы то ни было, руководитель американского информационного ведомства в эфире национального радио занимается, по его собственному определению, «распространением дезинформации и пропаганды» — если только не предположить, что Лэнсинг искренне заблуждается. Правда, это означало бы, что человек, уже полтора года возглавляющий Совет по вещанию, способен переоценивать финансовые возможности своих конкурентов в девятнадцать раз. Готовы ли мы поверить, что ключевые посты в Вашингтоне могут занимать насколько некомпетентные люди?

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Самые свежие новости России и мира на нашей странице в Facebook
Сегодня в СМИ
  • Лента новостей
  • Картина дня
Загрузка...