Занимательная пропаганда: Google и Al Jazeera помогали США в борьбе с Башаром Асадом

Google сотрудничал с властями США с целью сместить с должности президента Сирии Башара Асада. Об этом стало известно из опубликованной WikiLeaks переписки между Госдепом и руководителем Google Ideas. Компания работала над приложением, призванным побудить сторонников Асада присоединиться к антиправительственным силам, при этом права собственности на сервис были переданы телеканалу Al Jazeera, который даже получил за него премию за лучшую техническую инновацию. Подробнее — корреспондент RT Гаяне Чичакян.

WikiLeaks опубликовал электронную переписку между представителями Госдепа США и сотрудниками Google. Письма датируются 2012 годом и свидетельствуют о сотрудничестве между американским ведомством и интернет-гигантом с целью свергнуть президента Сирии Башара Асада.

Как выяснилось, глава Jigsaw (в прошлом — Google Ideas) и экс-сотрудник Госдепа США Джаред Коэн написал команде Хиллари Клинтон следующее: «Господин заместитель государственного секретаря Бёрнс, а также Джейк и Алек, пожалуйста, не распространяйтесь о том, что я вам сообщу. Моя компания планирует в воскресенье запустить сервис, который будет открыто отслеживать и отмечать на схеме властных структур случаи перехода на сторону оппозиции. Вот как мы рассуждали: такие факты никто не фиксирует, но они, как мы полагаем, помогут убедить ещё больше людей примкнуть к антиправительственным силам, а также придать уверенности оппозиционерам. Мы договорились о сотрудничестве с телеканалом Al Jazeera. Ему будет принадлежать основное право собственности на разработанный нами сервис. Пожалуйста, не распространяйтесь о нём и сообщите, нужно ли нам что-то уточнить или учесть до запуска».

В ответ замглавы штаба Клинтон в 2009—2013 годах Джейкоб Салливан написал, что это «отличная мысль».

Компания Google создала сервис для отслеживания перебежчиков в правительстве Асада в надежде, что это окажет сильное психологическое воздействие на сирийский народ. Однако позже Google сообщил Госдепартаменту о своём желании передать право собственности на сервис телеканалу Al Jazeera. На его сайте была размещена интерактивная карта. После этого канал получил награду за лучшую техническую инновацию — да-да, за сервис, который создал Google.

Al Jazeera разместила схему, разработанную специально для того, чтобы «способствовать переходу представителей сирийского режима на сторону оппозиции». Однако это не единственное, что вызывает вопросы. Некоторые электронные письма свидетельствуют о том, что представители Госдепа, по всей видимости, были вовсе не против вовлечения в подобную деятельность медиакомпании. При этом публично американские политики всегда призывали СМИ быть беспристрастными и непредвзятыми.

«В независимых СМИ по всему миру мы видим признак демократического и гражданского общества», — говорил помощник государственного секретаря США в 2009—2011 годах Филип Кроули.

В свою очередь, госсекретарь США Джон Керри заявлял, что «государству, в котором нет свободной и независимой прессы, нечем хвалиться», а официальный представитель Госдепа Марк Тонер отмечал, что «свободные и независимые СМИ — один из столпов прочной демократии».

Из указанной переписки невозможно понять, знали ли сотрудники телеканала Al Jazeera о том, что инициатива компании Google по отслеживанию перебежчиков получила одобрение в Госдепартаменте. Однако создаётся впечатление, что идея свержения Асада устраивала всех.

Реакция мировых СМИ

Стоит отметить, что после того, как WikiLeaks опубликовал переписку между компанией Google и Госдепом США о сервисе, созданном для борьбы с режимом Башара Асада и участии в этом Al Jazeera, другие средства массовой информации почти никак на это не отреагировали.

Медиакритик Лайонел выразил возмущение подобными двойными стандартами. Он подчеркнул, что, если бы стало известно о подобных делах со стороны RT, канал обязательно подвергся бы резкой критике со стороны мировых СМИ.

«Куда делось понятие о независимой журналистике? Теперь частные корпорации будут выступать в неизвестной им ранее роли агента и помощника правительства?» — задаётся вопросом Лайонел.

Видимо, это зависит от того, о ком речь и какой может быть реакция в других СМИ. Как известно, RT редко поминают добрым словом на Западе. Вот небольшая подборка комментариев о телеканале из уст высокопоставленных лиц Запада.

«Рупор пропаганды, он же финансируемый правительством канал Russia Today», — говорил госсекретарь США Джон Керри.

«Российская пропаганда», — заявляла официальный представитель Госдепа.

«Российская пропагандистская машина», — сказал вице-президент США Джо Байден.

«Пропаганда из России», — в свою очередь, заявил сенатор Джон Маккейн.

«Мы находимся в состоянии информационной войны, и мы эту войну проигрываем», — утверждала Хиллари Клинтон.

«Совет управляющих по вопросам вещания (BBG) поддерживает обеспокоенность комитета по поводу усиления российской пропаганды», — также говорил и. о. правительственного агентства США Андре Мендес.

Представьте, что RT сотрудничает с российскими властями, чтобы повлиять на ход гражданской войны за рубежом — как бы на это отреагировали другие СМИ? По мнению медиакритика Лайонела, «это был бы конец света».

«Если бы то же самое делала другая страна и корпорация, то можно было бы сказать, что это возмутительно, или назвать такое сотрудничество благотворным — в зависимости от взглядов человека. Всё субъективно. Это зависит от того, нравится ли вам эта компания, страна или сама информация, которую активно распространяют — иными словами, пропаганда», — сказал он.

Ранее на эту тему:
Сегодня в СМИ
  • Лента новостей
  • Картина дня
Самое читаемое
Загрузка...
Документальный канал