Пропаганда в действии: как украинские и западные СМИ раздули историю о военных РФ в Донбассе

Украинские и западные СМИ в последние дни активно распространяли данные о некоем отчёте, подтверждающем гибель российских военных в Донбассе. Поводом для этой шумихи стала заметка на малоизвестном сайте, на которую без проверки достоверности источника сослался авторитетный Forbes. Пока одни без сомнений перепечатывали неподтверждённые данные, другие удивлялись, куда в этом случае подевались принципы западной журналистики.
Пропаганда в действии: как украинские и западные СМИ раздули историю о военных РФ в Донбассе

Сомнительная публикация на малоизвестном сайте под названием «Деловая жизнь» дала возможность многим украинским и даже авторитетным западным вновь заявить о «российской агрессии» в Донбассе. Шумиха не утихает уже несколько дней. Основанием для неё стала статья в солидном издании Forbes. Автор материала — обозреватель Пол Родерик Грегори.

По его данным, благодаря украинскому изданию «Новый регион» он обнаружил, что на русскоязычном сайте «Деловая жизнь» была опубликована скандальная заметка. В ней без указания какого-либо источника говорилось, что, согласно отчёту правительства РФ, предусмотрена компенсация семьям погибших в Донбассе российских военнослужащих, а также тем военным, которые якобы были ранены в Восточной Украине. На сайте были приведены данные, что погибли две тысячи человек, пострадали 3,2 тыс. Заметку сняли с публикации вскоре после появления. По мнению Пола Родерика Грегори, это было сделано «российской цензурой».

Пол Родерик Грегори, несмотря на вызывающий вопросы источник, отметил, что приводятся «по-видимому, официальные данные о количестве российских солдат, убитых или ставших инвалидами в Восточной Украине». И теперь уже статья авторитетного Forbes стала источником для множества СМИ. Многие из них полагают, что данные были опубликованы «случайно». Ниже приводятся несколько подобных материалов из украинских изданий.

Одна из самых длинных цепочек по цитированию «источника» — у УНИАН. Сообщая о выявленных данных, агентство ссылается на Süddeutsche Zeitung, которое приводит материал

, основывающийся, как отмечено, на данных сайта «Деловая жизнь».

Сомнительный источник

Однако что же на деле представляет из себя сайт «Деловая жизнь»? Согласно данным Роскомнадзора, в России действительно зарегистрированы четыре средства массовой информации с подобным названием. Однако это газеты и журналы, а не электронные СМИ. В то же время на самом сайте «Деловая жизнь» по адресу bs-life.ru нет данных о том, что он каким-то образом связан с печатной версией. Не указаны и контактные данные владельца ресурса, есть только форма обратной связи. При помощи поиска в интернете корреспонденту

RT

удалось найти адресные данные, по которым якобы можно было найти владельцев сайта, однако оказалось, что там находится здание университета.

То есть, как отмечают «Ведомости», по сути «Деловая жизнь» является личным сайтом анонимного физического лица с простым интерфейсом на основе бесплатного «движка» Joomla. Фактически это не СМИ, а агрегатор чужих новостей и справочной информации, касающейся финансов и бухгалтерского учета. «Ведомости» приводят мнение блогеров , что статья на «Деловой жизни», опубликованная ещё в марте, могла быть поправлена два дня назад, когда в неё и внесли абзац про потери Минобороны. Предположительно, сайт был взломан.

Комментарии журналистов

Методы работы коллег, которые не удосужились проверить достоверность информации, раскритиковали журналисты, работающие на другие западные СМИ. Так, корреспондент Associated Press Наталья Васильева отмечает удивительную лёгкость, с которой «распространяются слухи в цифровом мире».

«Главная проблема в этом, конечно, где был онлайн-редактор Forbes, когда публиковалась эта история, почему никто не удосужился проверить источник», — задаётся вопросом журналист в своём Twitter.

Обозреватель Bloomberg Леонид Бершидский называет опубликованные на сайте «Деловая жизнь» данные «фальшивкой» и обращает внимание на одну примечательную особенность: в подзаголовке заметки написано «в Украине». В России же принято говорить «на Украине».

«Материал «Деловой жизни» о потерях России на Украине — фальшивка. Bs-life.ru — да ладно, вы серьёзно? (Плюс промах с «в Украине)», - пишет он в своём микроблоге.

Сегодня в СМИ
  • Лента новостей
  • Картина дня
Самое читаемое
Загрузка...
Документальный канал