Невыгодная свобода

Короткая ссылка
Дмитрий Бабич
Дмитрий Бабич
Журналист, политический аналитик агентства Sputnik
Невыгодная свобода

За последние несколько месяцев у меня накопилась недурная коллекция поводов, по которым чинились препятствия работе международного агентства «Россия сегодня» в разных странах. В Польше и Латвии нас объявили угрозой национальной безопасности, во Франции замораживали банковские счета в пользу честнейших миллиардеров из бывшего ЮКОСа, в Лондоне подозревали в попытке отделить Туманный Альбион от Евросоюза, поскольку RT предоставлял слово сторонникам брексита — голосования против на референдуме о сохранении Британии в ЕС.

Но оригинальнее всех оказалось аргентинское руководство во главе с недавно вступившим в должность президентом Маурисио Макри. Тамошняя служба по надзору за теле- и радиовещанием объяснила своё решение через 60 дней прекратить ретрансляцию испанской службы RT(RT Espanol) по общедоступному каналу… заботой о своих провинциях. Как сообщает издающаяся в Буэнос-Айресе газета La Nation, это решение «связано с необходимостью для руководства Маурисио Макри открыть частоты для местных телесигналов по просьбе провинциальных властей». 

Интересное совпадение: днями раньше аналогичное уведомление о закрытии своего аргентинского вещания получил венесуэльский телеканал TeleSur. Его частота срочно понадобилась самой южной провинции Аргентины — знаменитой Огненной Земле. Какой провинции понадобилась частота RT Espanol, пока не сообщается. Будем надеяться, что не Мальвинским островам, которые Аргентина, несмотря на присутствующих там англичан, почитает своими.

Народ и в Аргентине, и в Венесуэле, правда, в «провинциальную» версию верит не очень охотно. Летом на Огненной Земле наступают холода: она ведь расположена на самой близкой к Южному полюсу оконечности Латинской Америки, где пик зимы приходится на июнь-июль. Жизнь в это время на Огненной Земле замирает и погружается в долгую зимнюю ночь. Снимать особо нечего. Зачем же ради полярной ночи снимать с эфира RT и TeleSur?

На страничке RT Espanol в Facebook выражают своё возмущение сотни людей. Автор Мигель Седеньо сорвал 800 «лайков» следующей фразой: «Вот, оказывается, что имеют в виду правые политики, когда говорят о «свободе самовыражения». Оказывается, свобода — это когда можно заткнуть те средства массовой информации, которые вытаскивают на свет их беззаконие и коррупцию!» 

Подтекст этого заявления понятен всем в Латинской Америке: совсем недавно по вчерашнему «красному континенту» прокатилась волна конституционных и не очень конституционных «контрреволюций», в результате которых от власти оказались отстранены левые лидеры:  подвергшаяся импичменту президент Дилма Русеф в Бразилии, уступившая место господину Макри после выборов Кристина Фернандес де Киршнер в Аргентине. Под мощнейшим давлением оппозиционного парламента и антиправительственно настроенных массмедиа находится и президент Венесуэлы Николас Мадуро.

США с явной благосклонностью наблюдают за всеми этими переменами. Финансируемые американцами СМИ открыто поддерживают антиправительственные силы в Венесуэле. The New York Times и другие СМИ американского мейнстрима охотно верили всем коррупционным обвинениям в адрес экс-президента Аргентины Кристины Фернандес де Киршнер, распространяя о ней негативную информацию.

Особенно усилилась критическая волна со стороны США после того, как в 2014 году госпожа де Киршнер в ходе совместного телемоста с российским президентом Владимиром Путиным дала старт вещанию RT в Аргентине, да ещё и в общедоступном диапазоне.  

Естественно, вашингтонские политики не скрывали своего удовлетворения, когда ровно шесть месяцев назад Маурисио Макри окончательно сменил де Киршнер в Casa Rosada (Розовом доме) — знаменитой резиденции аргентинских президентов. Но вот беда: за прошедшие полгода обещанного и самим Макри, и его вашингтонскими болельщиками улучшения экономической ситуации не произошло. Выросли и безработица, и инфляция, а тут ещё прежде лояльная г-ну Макри аргентинская газета Clarin сообщила, что Обама рассматривает Аргентину как важную страну-реципиента для… беженцев с растревоженного американцами Ближнего Востока. 

Если верить Clarin, идею отправить в Аргентину до 3 тысяч выходцев из Сирии и Ливана озвучил мексиканский президент Маркос Пенья. При этом заметим: аргентинские массмедиа о событиях на Ближнем Востоке сообщают скупо, а вот RT и TeleSur по этой теме высказываются детально, да ещё и не всегда в приятном для американцев ключе. Ну как мог президент Макри позволить продолжиться такому безобразию?   

Так что политический аналитик Адриан Сальбучи назвал ситуацию с RT в Аргентине «психологическим давлением на всю Латинскую Америку». На самом деле происходящее в Буэнос-Айресе вписывается в те тревожные тенденции, которые сегодня проявляются по всему миру. Власти США и ЕС окончательно определились со своим определением свободы прессы: свободные журналисты — это те авторы, которые говорят выгодные им вещи. А всё остальное получает название пропаганды и даже «попыток информационного сдерживания демократии» (выражение испанской El Pais).

Ранее на эту тему:
Сегодня в СМИ
  • Лента новостей
  • Картина дня
Самое читаемое
Загрузка...
Документальный канал