Der Spiegel Оригинал

Телевизионная власть Путина: Кремль по всем каналам

Цензура ему не нужна, он осуществляет контроль более деликатно: согласно докладу «Репортеров без границ», спустя семь лет после убийства журналистки Анны Политковской пропагандистская машина Владимира Путина работает как по маслу. Главной опорой кремлевской власти являются телеканалы.
Телевизионная власть Путина: Кремль по всем каналам
ANDREY SMIRNOV / AFP

Москва/Гамбург – «Репортеры без границ» не церемонятся, когда речь идет о свободе слова в России при Владимире Путине. В мае французское отделение организации напечатало плакаты, на которых глава Кремля демонстрирует средний палец. Эта акция обратила внимание общественности на «Список врагов свободы информации», однако, навредила скорее не репутации Путина, а имиджу самой организации.

Более достойно выглядит доклад, который представит в этот понедельник немецкое отделение «Репортеров без границ». Он называется «Кремль на всех каналах: как российское государство управляет телевидением». В процессе его подготовки Ульрике Груска из организации «Репортеры без границ» опросила 30 телевизионщиков и журналистов. Многие сотрудники телеканалов, имеющих непосредственное отношение к государству, согласились на беседу только при условии, что их имена останутся в секрете, так как боялись потерять работу.
 
В результате получился снимок, на котором крупным планом представлены механизмы, с помощью которых Кремль контролирует телевидение; снимок главной опоры государственных органов, на которой держится их власть.
 
В докладе присутствует горька правда: несмотря на успехи Facebook, Twitter и российских социальных сетей, господство государственного телевидения нерушимо. 90% россиян узнают политические новости, в первую очередь, благодаря телевидению. Каждый вечер три крупных телеканала «пиарят» российского президента.
 
В прошлом году главный ведущий новостей на телеканале «Россия» Дмитрий Киселев на протяжении 12 минут осыпал Путина комплиментами и поздравлениями с Днем Рождения. В это воскресенье Киселев рассказывал миллионной аудитории о том, что Россия «одна из самых свободных стран мира». По словам российской журналистки Ирины Петровской, ТВ «превратилось в отделение аппарата власти, как в советское время».
 
Однако в отличие от того, что было при коммунистах, сейчас нет никакого ведомства, которое следило бы за цензурой. Путинская пропаганда работает более деликатно. Она не пытается запретить любую критику, а довольствуется контролем за максимальной «зоной охвата». В сети и в московских киосках нет дефицита публикаций, критикующих российское правительство. В ответ на критику Запада Кремль ссылается на разнообразие СМИ.
 
Контроль за максимальной «зоной охвата»
 
Этот контроль ограничивается телевидением. «В отличие от Сталина, Путин понял, что ему не нужен тотальный контроль за СМИ», - говорит голландский медийный предприниматель Дерк Сауэр, который активно работает в России. По его словам, приоритетную роль для Путина играет только телевидение. На примере трех каналов можно проследить, как Кремль обеспечивает свое господствующее положение на ТВ. После распада Советского Союза управлять крупными телеканалами постепенно стали олигархи. Критика Кремля тогда стояла на повестке дня, а критика руководства телеканала была табу. После своего избрания Путин поставил телевидение под свой контроль:
 
«Первый канал» сегодня на 51% принадлежит государству, оставшиеся акции принадлежат другу Путина Юрию Ковальчуку и Роману Абрамовичу.
 
Телеканал «Россия» входит в состав государственного медиахолдинга.
 
А НТВ подвергся в 2000 году штурму спецназовцев, проведенному по приказу Путина, после чего стал принадлежать государственному концерну «Газпром».
 
НТВ можно увидеть в 75% российских домов, «Россию» – в 95%, а «Первый канал» – в 99%. Для сравнения: антиправительственную «Новую газету», для которой когда-то писала Анна Политковская, даже в Москве читает лишь 1% жителей. В деятельности НТВ видна рука прокуратуры и спецслужб. Репортеры НТВ преследовали наблюдателей из некоммерческой организации «Голос», подстерегали американского посла в Москве. А когда в марте следователи отправились на обыск офиса правозащитной организации «Мемориал», они прихватили с собой съемочную команду НТВ.
 
В 2012 году НТВ показал сомнительные кадры, снятые якобы во время встречи российских оппозиционеров с тайным агентом грузинского президента Михаила Саакашвили. По утверждению телеканала, личный враг Путина платил противникам Кремля за подготовку насильственного переворота. Вскоре после бывший ведущий НТВ Павел Лобков рассказал, что в структуре телеканала есть специальная группа, отвечающая за политические «спецпроекты».
 
ТВ «ДОЖДЬ» – «подрезанный» властями оппозиционный канал
 
В 2010 году медиапредприниматель Наталья Синдеева запустила амбициозный проект - независимый телеканал ТВ «Дождь». Прежде всего, этот ресурс пользуются популярностью среди интеллигенции. В 2012 году канал провел выборы в координационный совет российской оппозиции, он транслировал дебаты кандидатов.
 
«Дождь» сражается с двумя проблемами: с нехваткой денежных средств и маленькой зоной вещания. Редкие компании решаются размещать на канале свою рекламу. Студия, обустроенная в помещении бывшей фабрики, выглядит по-спартански. Сначала передачи можно было смотреть только по интернету, но сейчас некоторые фирмы, предлагающие подключение кабельного телевидения, включили его в свой ассортимент.
 
В прошлом году телеканал пытался попасть в государственный список телевизионных станций, вещание которых должно осуществляться в цифровом формате по всей стране. Спортивные и музыкальные каналы были туда приняты, а ТВ «Дождь» нет. Зона вещания канала по стране составляет 0,2%.
 
ОТР – общественно-правовой разорвавшийся провал Медведева
 
В конце 2011 года после массовых протестов против нечестных выборов Дмитрий Медведев, который уже собирался покинуть свой пост, пообещал провести реформы, а также создать новый канал, который бы не имел отношения к государству. Но состав его наблюдательного совета устанавливал все-таки Кремль. Главой нового канала Владимир Путин назначил Анатолия Лысенко, 76-летнего ветерана советского телевидения. С тех пор этот канал появляется в новостных заголовках только в том случае, если Лысенко в очередной раз жалуется на недостаток финансов. Завоевать аудиторию канал так и не смог. В Twitter у него всего 851 подписчик.
 
«Кремлю теперь не приходится вмешиваться в редакционные будни телеканалов», - говорит Алексей Симонов из московского фонда «Гласность». Константин Эрнст, директор Первого канала, формулирует это так: «Конечно, наши новости имеют государственный окрас, было бы смешно, если бы это было по-другому».
 
В России многие придерживаются такой точки зрения. Считается, что редакции крупных телеканалов не вправе перечить руководству. По словам одного из членов путинской партии «Единая Россия», «для провинции они – голос Москвы, голос Кремля». Молодой редактор сообщила «Репортерам без границ», что не хочет «заниматься политикой», поскольку «я ничего в ней не понимаю и не знаю, кто прав, а кто нет. Я хочу хорошо делать журналистскую работу».
 
В начале своей телевизионной карьеры она снимала сюжет про демонстрантов, которые пели антиправительственную песню. Девушка вырезала эту сцену из материала, после того как коллеги объяснили ей, что «иначе мы больше не получим денег».

 

Дата публикации 07 октября 2013 года.

Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
В нашем паблике в VK самые свежие статьи и сюжеты зарубежных СМИ
источник
Der Spiegel Германия Европа
теги
Владимир Путин правительство президент свобода слова телевидение
Сегодня в СМИ
Загрузка...

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Загрузка...
Лента новостей RT

Новости партнёров

INFOX.SG