Оторопь от вещания ОТР

Первые дни вещания Общественного телевидения России подтвердили опасения скептиков, предрекавших провал проекта. Канал, по мнению телекритиков, получился слабый и по форме, и по содержанию.
Оторопь от вещания ОТР
Tribeca Film Festival/AFP
Решение о создании Общественного телевидения России (ОТР), идея которого обсуждалась в России еще с середины 1990-х годов, было принято в декабре 2011 года. Первый эфир ОТР состоялся 19 мая 2013 года. Профессионалы медиарынка, посмотрев на результат усилий редколлегии нового телеканала, были разочарованы.
Ни формы, ни содержания
 
Главный редактор журнала «МедиаПрофи» Евгений Кузин по просьбе DW в течение первых трех дней смотрел передачи телеканала. По словам эксперта, найти хоть что-то, за что можно было бы похвалить коллектив ОТР, ему так и не удалось. «У канала отсутствует единая стилистика, программы визуально выглядят очень архаично, и к тому же не заметно, что канал пытается проводить какую-то определенную линию», - вынес свой вердикт Кузин.
 
Существенной проблемой, по словам эксперта, является выбор продолжительности программ ОТР. Помимо того, что такие длинные передачи трудно смотреть, авторам не удалось сделать их достаточно интересными, чтобы удержать внимание зрителей. «Та же программа ЭВМ («Это вы можете». - ред.), посвященная российским Кулибиным. Там ведь было за что зацепиться, - сокрушается Евгений Кузин. - Однако авторы просто рассказали о том, что есть такие-то проекты - и все. Ужасно скучно».
 
Новостные выпуски, по словам эксперта, также не выдерживают никакой критики. Один из ярких примеров непрофессионализма информационной службы ОТР - о смерти знаменитого режиссера Алексея Балабанова сообщили лишь в одном выпуске, да еще и в самом конце. «Желание команды Анатолия Лысенко в новостях быть не похожими на другие телеканалы сыграло с ОТР злую шутку», - делает вывод главный редактор «МедиаПрофи».
 
ОТР - телевидение прошлого века
 
Не удалось экспертам найти и разумного объяснения принципа, по которому осуществлялся выбор тем для ток-шоу на ОТР. Евгения Кузина, в частности, удивило, что в первый день вещания, к которому всегда готовятся особенно тщательно, темой передачи стал день пионерии. Такой выбор позволил еще одному телевизионному критику, декану факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики Анне Качкаевой, назвать ОТР «Пионерской зорькой» под нафталином».
 
Впрочем, по словам Анны Качкаевой, несмотря на то что ОТР в целом выглядит как телевидение конца 80-х годов прошлого века, есть на канале и программы с потенциалом. Среди них «Право на счастье» с Гошей Куценко и Ксенией Алферовой, «Прав? Да!» с Андреем Норкиным или «Социальная сеть», над которой работает молодая команда с НТВ. Однако и эти проекты пока еще слишком сырые. «При всех сказанных создателями программ ОТР в эфире словах остается ощущение бессловесности», - заявила эксперт в интервью DW.
 
Самый главный недостаток в том, что программы Общественного телевидения дробят общую картину страны в мелкую мозаику, считает декан факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики Анна Качкаева. «С одной стороны, мы имеем нераздражающую картинку, отвечающую запросу зрителей, и подачу с налетом ностальгии, но именно благодаря этому странному контексту из новостей уходят новости, а из телевизионной жизни уходит ощущение, что это разговор современного человека с современным человеком», - сетует она.
 
Какое общество, такое и телевидение
 
Как говорится на сайте ОТР, основными целями и задачами Общественного телевидения являются развитие гражданского общества в России, просвещение и образование, а также пропаганда общечеловеческих моральных ценностей. С тем, что цели и задачи поставлены верно, эксперты не спорят, но вот с их реализацией пока есть явные проблемы. Хуже всего, по мнению Анны Качкаевой, обстоят дела с выполнением первого пункта - развитием гражданского общества.
 
«Трудно говорить о каком-либо гражданском обществе в системе координат, в которой мы в России сейчас находимся, с принимаемыми сейчас законами и насаждением почти фашиствующей идеологии, - заявила Качкаева в интервью DW. - И буква «о» в расфокусе, использованная в эмблеме телеканала, она как символ нашего общества, которое тоже в расфокусе и никак не может сконцентрироваться ни на чем».
 
Секретарь Союза журналистов России, глава президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов, который был сторонником создания ОТР, также не считает передачи канала интересными. «Я пока не удовлетворен тем, что увидел, хотя и не ожидал, что с первых дней вещания это будет интереснейший телеканал, который будут смотреть все граждане России, - отметил Федотов в беседе с DW. - На мой взгляд, программа ОТР должна быть более разнообразна и более интерактивна».
 
Недостаток денег или кадров?
 
Возможной причиной неудач ОТР, объясняющей, но не оправдывающей их, является нехватка средств. По словам Евгения Кузина, полтора миллиарда рублей, выделенных государством на создание Общественного телевидения, - сумма ничтожно маленькая. «Если создавать канал, по уровню и качеству сопоставимый с «Первым», то нужно и денег вкладывать в него столько же - порядка 20 миллиардов рублей в год», - заявил эксперт.
 
Но главной проблемой был и остается тот факт, что канал, заявленный, как Общественное телевидение, является, по сути, государственным. Как заметил генеральный секретарь профессионального Союза журналистов России Леонид Речицкий в интервью DW, руководство ОТР, равно как и общественный и наблюдательный советы телеканала, состоят сплошь из должностных лиц. «Чьи интересы будут защищать эти должностные лица? Конечно, государства», - уверен Речицкий.
 
Еще по теме:
 
Дата публикации 23 мая 2013 года.

 

Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
В нашем паблике в VK самые свежие статьи и сюжеты зарубежных СМИ
источник
Deutsche Welle Германия Европа
теги
Москва оппозиция Россия телевидение
Сегодня в СМИ
Загрузка...

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Загрузка...
Лента новостей RT

Новости партнёров

INFOX.SG