Voice of America Оригинал

Россия ищет у себя «иностранных агентов» и маскирует информационную войну за границей

С момента создания RT позиционирует себя как альтернативный источник информации и открыто освещает насущные проблемы западного общества. Однако, пишет Voice of America, этот телеканал напрямую финансируется Кремлем и действует как его рупор, оружие в информационной войне.
Россия ищет у себя «иностранных агентов» и маскирует информационную войну за границей

Российское правительство искореняет «иностранных агентов». В попытке выявить следы иностранного финансирования полиция «проверила» уже 700 некоммерческих организаций, или НКО. По словам полицейских, в этом году им предстоит посетить с проверкой еще 7 000 организаций.

В лучшем случае «проверка» означает, что у служащих потребуют папки с копиями документов. В худшем - вынесут компьютеры, а в двух случаях даже завели уголовное дело. 
 
На прошлой неделе во время визита в Германию президент Владимир Путин зявил в телеинтервью, что только за последние четыре месяца 654 российских НКО получили 1 миллиард долларов. Руководители организаций утверждают, что цифра сильно преувеличена, либо же российский лидер включил в это число Католическую церковь и Alliance Francaise, целью которой является обучение французскому языку. Обе эти организации совсем недавно подверглись проверкам.
 
Что касается информационной сферы, в ноябре прошлого года российские власти способствовали прекращению вещания Radio Free Europe. Теперь полиция вынуждает областные библиотеки закрывать так называемые «американские уголки» - секции, предоставляющие книги и журналы из США.    
    
В этой обстановке стоит обратить внимание на российский информационный рупор - телеканал RT, ведущий вещание за рубеж.
 
Потчуя своих зрителей постоянными нападками на Соединенные Штаты, Запад и демократию, RT усиленно пытается скрыть от них то, что подлинным источником финансирования телеканала на все 100% является Кремль.
 
Именно Кремль запустил Russia Today в 2005 году. В течение первых трех лет канал имел слабый рейтинг и воспринимался больше как средство для рекламы туризма и установления торговых связей с Россией.
 
Затем в 2008 году Россия победила в коротком военном конфликте с Грузией. Однако информационную войну страна проиграла полностью. Западные СМИ обошли вниманием тот факт, что Грузия, очевидно, первой открыла огонь. Вместо этого американские и европейские телеканалы и газеты сконцентрировались на том, что российская армия за короткий срок вдвое сократила территорию Грузии, а в двух отколовшихся провинциях на постоянной основе установила свои военные базы.      
 
В ответ главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян обновила образ телеканала, в результате он стал называться RT. Затем она добилась того, чтобы Кремль утроил годовой бюджет RT, увеличив его до 380 миллионов долларов. Сейчас на телеканале работает 2000 человек, - практически столько же, сколько на Al Jazeera. Он вещает на английском, арабском и испанском языках более чем на 100 стран.
 
Российской аудитории Симоньян заявляет, что RT – это оружие России в мировой информационной войне.  
 
«Информационное оружие, безусловно, используется в критические моменты, а война - это всегда критический момент. На то она и война, - недавно сказала она в интервью московскому интернет-ресурсу Lenta.ru. - Это такое же оружие, как и любое другое. Понимаете? И говорить, зачем нам оно надо, - это примерно то же самое, что говорить: «А зачем нам Минобороны, если войны нет?»
 
В интервью журналу «Афиша» Симоньян обрисовала взаимодействие СМИ с аудиторией по схеме «нелегальной разведки»: «Важно, чтобы был канал, к которому люди привыкли, он им нравится, и вот когда надо, ты им показываешь то, что надо». 
 
Один из способов завоевать доверие в качестве «альтернативного» источника информации – это скрыть поддержку Кремля. RT America спонсируется московской некоммерческой организацией. Эта структура создана для того, чтобы избежать регистрации в качестве иностранного агента, требуемой американским законом. Истинный источник финансирования – бюджет РФ.

Москва уже давно использует такую стратегию. В начале 1990-х, после развала Советского Союза, был рассекречен ряд документов КГБ, судя по которым советские власти десятилетиями выделяли огромные субсидии Компартии США. В 1970-х американцы читали статьи Daily World, прославляющие внешнюю политику Брежнева, и даже не догадывались, что за них нью-йоркскому изданию платила Москва. Для Владимира Путина, служившего в 1980-х в ГКБ и работавшего в Восточной Германии, подобная тактика была в порядке вещей.
 
Сегодня многие зрители RT, вероятно, не знают, что новостные программы, то и дело освещающие фальсификацию на выборах, уличные протесты, а также расовую и классовую напряженность в США, проплачены Кремлем. В отношении событий в России эти темы, как ни странно, на канале в большинстве своем под запретом.
 
Временами RT, похоже, переходит от пропаганды к непосредственному вмешательству. Так, в прошлом году канал уделял столько внимания движению Occupy Movement, что даже создал приложение на Facebook, чтобы протестующим было удобней общаться через социальные сети.
 
В ноябре прошлого года перед президентскими выборами в США RT показал, как протестующие американцы призывают бойкотировать выборы, восстать и «взять власть в свои руки». В другом предвыборном документальном фильме говорилось, что перемены Америке может принести только «революция».
 
Довольно резкие слова для проправительственного телеканала в стране, где хотят на 8 лет посадить протестующих только за то, что они закидывали камнями полицейских перед прошлогодней инаугурацией Путина.
 
Прославившийся за счет WikiLeaks интернет-партизан Джулиан Ассанж ведет на RT свою передачу. А вот харизматичный лидер российской оппозиции Алексей Навальный наоборот появляется в эфире телеканала довольно редко. По словам местных продюсеров, он все время отказывается от интервью. (На следующей неделе по делу Навального состоится слушание в удаленном областном суде, вдалеке от Москвы и Санкт-Петербурга, где его антикоррупционный блог постоянно читают сотни тысяч человек).
 
RT продвигает кремлевские проекты, позиционируя себя как «альтернативный» телеканал, которому чужды стереотипы.
 
К примеру, на канале то и дело критикуют технологию гидроразрыва пластов, используемую для добычи подземного природного газа. А между тем эта технология способна изменить всю мировую газовую промышленность. Но из-за нее крупнейшая российская компания «Газпром» терпит миллиардные экспортные убытки.
 
Однако за все приходится платить, и RT отдает около половины 380-миллионного годового бюджета зарубежным операторам кабельного и спутникового телевидения за эфирное время. На сайте канала утверждается, что RT теперь доступен для 85 миллионов американцев и 550 миллионов зрителей по всему миру.
 
Сколько у канала зрителей в США на самом деле – не разглашается.  Но в Британии общенациональная система замерения рейтингов телеканалов BARB сообщила, что в третьем квартале прошлого года RT еженедельно смотрели 550 тысяч британцев. А значит, RT - самый популярный международный телеканал в Британии, который обогнал даже Al Jazeera.
 
Остается только гадать, а как долго Кремль позволил бы российским операторам кабельного телевещания пускать в эфир финансируемый из-за рубежа русскоязычный телеканал, на котором твердили бы о фальсификации на выборах в России, о притеснении российских национальных меньшинств и о том, что единственный путь – это уличные протесты и революция?
 
Дата публикации 17 апреля 2013 года.

 

Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
В нашем паблике в VK самые свежие статьи и сюжеты зарубежных СМИ
источник
Voice of America США Северная Америка
теги
Russia Today Россия США телевидение
Сегодня в СМИ
Загрузка...

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Загрузка...
Лента новостей RT

Новости партнёров

INFOX.SG