На дне реки Гоголь: как дайверы помогли найти место Судбищенской битвы

Как дайверы помогли найти место Судбищенской битвы

Археологи обнаружили место, где летом 1555 года у урочища Судбищи произошла битва между русским войском и Крымской Ордой. На границе Тульской и Орловской областей найдено более 300 старинных артефактов. Ранее о месте сражения было лишь приблизительно известно из летописей. Исследователям помогли любители подводного плавания: дайверы подняли со дна реки Гоголь многочисленные наконечники стрел, наконечник копья и детали конской упряжи и рассказали о своей находке учёным.
На дне реки Гоголь: как дайверы помогли найти место Судбищенской битвы
  • © Пресс-служба Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Специалисты Института археологии РАН и Государственного музея-заповедника «Куликово поле» определили место последнего этапа Судбищенской битвы — одного из самых известных сражений эпохи Ивана Грозного. Поле брани русского войска и Крымской Орды на границе современных Тульской и Орловской областей помогли найти местные дайверы. Об этом сообщили в пресс-службе Института археологии РАН.

В апреле 2021 года члены орловского клуба подводного плавания обследовали древние водные пути небольшой реки Гоголь, протекающей в Ефремовском и Каменском районах Тульской области и Новодеревеньковском районе Орловской области. Они обнаружили на дне множество наконечников стрел, наконечник копья и детали конской упряжи, после чего рассказали о своём открытии археологам. В находках орловских дайверов учёные опознали предметы вооружения эпохи Ивана Грозного, а при выезде на место стало очевидным, что речь идёт именно об артефактах Судбищенской битвы.

Из письменных источников учёным было известно, что 24 и 25 июня (по старому стилю) 1555 года при Судбищах произошла битва между русским отрядом под командованием боярина Ивана Васильевича Шереметева и войском крымского хана Девлет Гирея.

• Миниатюры из Лицевого летописного свода Ивана Грозного. Слева: «О посылке государевой на стада Крымские»; в центре: «Первый день Судбищенской битвы»; справа: «Поход Девлет Гирея на Русь»
  • © Пресс-служба Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Отряд Шереметева, насчитывавший 17 тыс. воинов, вступил в бой с 60-тысячной Ордой хана. Два дня инициатива переходила из рук в руки. Авангард крымского войска был разбит, однако Шереметев был серьёзно ранен. Под напором Орды воеводы Алексей Басманов и Стефан Сидоров сплотили остатки войска и организовали оборону в наспех возведённых полевых укреплениях, а хан был вынужден остановить нашествие и отступить в Крым.